Семантическая афазия – методы и способы устранения семантической афазии

Речевые нарушения (афазии)

Семантическая афазия – методы и способы устранения семантической афазии

Что делать, если у близкого после тяжелой травмы или инсульта возникли нарушения речи? Коррекция и реабилитация нарушения речи после тяжелой травмы или инсульта. Формы афазии и методы коррекции. Насколько серьезна эта проблема и можно ли ее побороть? Как проходит лечение афазии? В этой статье даны ответы на большинство наиболее часто задаваемых вопросов.

Чаще всего речевые расстройства (афазии) появляются у людей, перенесших травмы головного мозга и инсульты. Проблема хорошо изучена, созданы эффективные методы диагностирования и коррекции нарушений.

Современные методики позволяют заново сформировать навыки общения, при которых человек сможет стать полноценным челном общества, заниматься трудовой деятельностью без ощущения дискомфорта, вызванного речевыми изменениями.

Если говорить научным языком, афазия – системное расстройство речи, вызванное повреждением отдельных участков мозга, отвечающих за речь.

Наиболее полно афазию исследовал и описал А. Ф. Лурия. Он выделил семь форм:

  • эфферентная моторная (Брока) – нарушения фразовой речи;
  • афферентная моторная (артикуляторная);
  • динамическая (отсутствие речевой активности);
  • афазия сенсорная – больной не понимает или плохо понимает речь, как будто слышит иностранный язык;
  • акустико-мнемическая (расстройство слухоречевой памяти);
  • афазия семантическая – человек в целом понимает речь, но ему трудно воспринимать сложные логико-грамматические построения;
  • амнестическая афазия (нарушение зрительного восприятия букв или слов).

Многолетние исследования показали, сложность речевых нарушений, их форма напрямую зависят от нескольких факторов:

  • обширности повреждений мозга, месторасположения поврежденного участка;
  • характера нарушений кровообращения в тканях мозга;
  • состояния участков, перебирающих на себя функции поврежденных отделов.

Как показывает практика, при любой форме афазии страдают коммуникативные навыки. В сложных случаях человек полностью утрачивает способность общаться с помощью речи (вербально).

Нарушения коммуникации имеют не только внешние (когда человек не может общаться с другими), но и внутренние проявления, человек не может общаться с самим собой, он не понимает себя.

Афазия сопровождается целым рядом проблем:

  • человек не может понимать речь, или ему сложно ее понять;
  • возникают проблемы с повторением произнесенных слов кем-то другим;
  • больной путает название предметов, имена людей;
  • даже при сохранении моторики, человеку сложно строить сложные предложения;
  • ухудшается произношение, появляются расстройства письма;
  • с трудностью дается выполнения математических операций.

Афазия обычно сопровождается различными нарушениями функций коры головного мозга (агнозиями, апраксией). При данном расстройстве полностью изменяется мировоззрение, взгляды на семью и даже меняется отношение к самому себе.

Реабилитация больных с речевыми нарушениями

У людей с афазией речь не восстанавливается сама по себе. Курс восстановления включает помимо обычной лекарственной терапии и лечебной физкультуры, длительную реабилитацию. Все виды лечения должны проводиться комплексно.

Задача речевой реабилитации заключается не только в том, чтобы восстановить у человека коммуникативный способности. Главная ее цель – возвратить человека в общество как полноценного члена. Моя практика показывает, чем раньше начать занятия, тем выше темпы реабилитации и полнее восстанавливаются функции речи.

Чтобы достичь наибольших успехов, коррекцию афазии необходимо начинать в первые три месяца с момента ее появления. Занятиям необходимо уделять от трех часов в неделю на протяжении минимум пяти месяцев.

Моя личный опыт и данные зарубежных специалистов показывают, чем выше интенсивность занятий (в разумных пределах), тем лучше результаты.

При работе с некоторыми больными улучшения наблюдались и после шести месяцев занятий вплоть до двух лет.

Выбор конкретной реабилитационной методики зависит от периода заболевания. На разных этапах восстановления наилучшие результаты показываются различные методы лечения. Задачи каждого этапа реабилитации определяются планом лечения и зависят от серьезности расстройств.

Реабилитацию можно разделить на следующие этапы:

Реабилитация в остром и раннем периоде

На данном этапе больной обычно ведет себя пассивно и практически не участвует в процессе. При таких обстоятельствах основная задача логопеда – установить контакт с человеком, определить степень сложности нарушений речи. Также логопед изучает интеллектуальные возможности пациента, определяет его психоэмоциональное состояние.

Непосредственно в период после перенесения травмы или инсульта занятия больше напоминают сеансы психотерапии. Первые несколько сеансов проводятся шепотом.

Ранний период восстановления начинается с конца третей недели (обычно к этому времени вырисовывается основная форма афазии) развития заболевания и длится до пяти-шести месяцев. На этом этапе основная задача логотерапии – побороть основную форму афазии.

На ранних этапах используются следующие методики восстановления:

  • активизация участков мозга, отвечающих за слуховое понимание речи (применяется при любых типах афазии);
  • активизация эмоциональной составляющей речи. Используются пословицы, речевые ряды, наиболее востребованные в общении речевые обороты, песни, больному даются речевые задания и др. (методика используется при моторной афферентной и эфферентной афазии);
  • предупреждение аграмматизма (телеграфный стиль) – занятия направлены на то, чтобы стимулировать больного употреблять глагольную лексику;
  • активизация глобального чтения и письма.

Поздние, резидуальные этапы логотерапии

В поздний период логопедической реабилитации применяется метод компенсации. Восстановить речь в прежнем виде зачастую сложно, а иногда и невозможно, но можно поменять ее строение.

Как правило, способ проявления афазии отличается у каждого пациента. На это влияет культурный уровень, полученное образование, личностные характеристики человека, знание иностранных языков и др.

Очень часто у разных больных может проявляться один и тот же симптом афазии. Но механизмы его появления различны. Поэтому, несмотря на то, что внешне расстройства речи похожи, для каждого пациента необходимо разрабатывать индивидуальный план реабилитации.

На позднем и резидуальном периодах цели восстановления ставятся исходя из сложности речевых нарушений и их формы.

Методы коррекции афазии, используемые на позднем и резидуальном этапах:

При сенсорно акустико-гностической афазии

– на занятиях основное внимание уделяется восстановлению фонематического слуха (даются задания, в которых больному на слух нужно определить значение слов, схожих по звучанию, но разных по значению, проводятся занятия по произношению слов разных по ритму, звуковому рисунку и др.), лексической составляющей речи, чтения и письма, экспрессивной (эмоциональной) составляющей речи;

При акустико-мнестической афазии

При данной форме афазии главная задача логопеда – восстановить слухоречевую память, вернуть больному способность правильно излагать свои мысли в письменной форме;

При семантической афазии

Главная задача логопеда – научить пациента заново воспринимать и понимать эмоциональную составляющую речи;

При моторной афферентной афазии

На сеансах даются упражнения, способствующие преодолению кинестетической апраксии (нарушения мелкой моторики, при которой пациент не может выполнять сложные точные движения). Большинство заданий направлено на восстановление навыков письма и артикуляционной основы производства речи;

При моторной эфферентной афазии

Логопед строит занятия таким образом, чтобы научить больного ясно выражать свои мысли за счет правильного построения схемы высказывания, от планирования структуры слова до планирования отдельных фраз и высказываний.

При динамической афазии

Главная задача логопеда – помочь больному побороть инертность в речевых высказываниях, научить его правильно структурировать предложения.

На занятиях динамический афазик выполняет задания на правильное построение речи (нужно восстановить порядок слов в неправильно построенных предложениях), учится правильно вести диалог, пересказывать тексты (с помощью наводящих вопросов и ключевых слов), словами описывает происходящее на картинках и др.

Важную роль в реабилитации речевых расстройств отыгрывает эмоциональная составляющая.

Как правило, из-за перенесения тяжкой болезни и неспособности выражать свои мысли, общаться с другими, даже самыми близкими людьми, человек испытывает сильные душевные терзания, может впасть в депрессию, что только усложняет процесс лечения.

Для поддержания хорошего морального духа (это залог успешной борьбы с болезнью) больному как воздух нужны ободряющие беседы, формирующие у пациента правильную самооценку и мотивирующие на продолжение занятий.

Чтобы восстановить речь, требуется намного больше времени, чем для улучшения общего самочувствия.

Человеку нужно на протяжении первых двух лет периодически проходить лечение в стационаре (не менее одного-двух месяцев на протяжении года), регулярно заниматься в поликлинике.

Для закрепления полученных знаний каждые два-три месяца делается перерыв. Продолжительность реабилитации составляет не менее двух-трех лет.

Логопедическая работа при афазии – долгий и тернистый путь. Успешная борьба с афазией возможна только при активном сотрудничестве врача, логопеда, и, конечно же, желание пациента. Не последнюю роль играет и настрой близких больного.

Восстановление после инсульта или травм головного мозга возможно только при тщательном планировании лечения и профессиональном подходе.

Процесс должен быть интенсивным и одновременно учитывать отдельные факторы, такие как возраст пациента, его мотивация, соматические болезни и др.

Если нужна будет помощь – обращайтесь!

Источник: http://psilogos.kz/articles/rechevye-narusheniya-afazii

Семантическая афазия

Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи здесь является нарушение симультанного (одновременного) пространственного восприятия, а центральным дефектом – нарушение понимания логико-грамматических конструкций.

Диагностика семантической афазии, отграничение ее от ак-стико-мнестической и амнестической афазии является не всегда легкой задачей. К тому же, встречается она в клинике очаговых поражений головного мозга достаточно редко.

Спонтанная и диалогическая речь у больных этой группы обычно в полном объеме, не обедненная, хотя иногда может иметь место упрощение синтаксиса. Произносительные нарушения отсутствуют, речь выразительная. Автоматизированная речь не страдает.

Отраженная речь сохраняется, нарушения иногда возникают при повторении длинных и сложных по структуре предложений.

Номинативная функция речи (называние) в целом сохранена, но может в той или иной степени нарушаться, однако, в отличие от других форм афазии, забытое слово легко вспоминается при подсказке и при этом не искажается и редко заменяется другим.

Сохранность номинации сочетается с достаточно выраженными затруднениями повествовательной речи. Дефектен пересказ коротких текстов. Больные не всегда понимают прочитываемые ими и короткие и простые тексты, не улавливают детали или забывают их. Пересказы часто состоят из обрывков предложений, отсутствуют связи как внутри предложений, так и между ними, имеют место ошибки в согласовании, пропуски предлогов и связок.

С наибольшей отчетливостью неполноценность импрессивной речи проявляется в нарушении понимания и оперирования сложными грамматическими категориями, которые отражают дефекты сложных форм пространственного и временно-пространственного анализа.

Больные с этой формой афазии не понимают или плохо понимают предлоги и наречия места, отражающие пространственные взаимоотношения между объектами, сравнительные и переходные конструкции, временные отношения, конструкции родительного падежа, инвертированные конструкции, где порядок слов расходится с порядком мысли.

Нарушения понимания не зависят от того, читает ли больной вслух или про себя. Эти нарушения отражают особенности устной речи: затруднения в оценке структуры восприятия со слуха предложений, нарушения понимания и употребления предлогов, наречий, служебных слов, местоимений.

Отдельные слова вне контекста прочитываются с нормальной скоростью и хорошо понимаются, тогда как чтение предложений вслух и про себя осуществляется замедленно. Больные с семантической афазией сохраняют способность к аналитическому и глобальному чтению.

Читайте также:  Массаж после инсульта: рук и ног, левая и правая сторона в домашних условиях

Аналитический способ становится ведущим в случаях затруднений узнавания слова “в лицо”. Опора на глобальное чтение связана с вероятностным прогнозированием. Ограничение вероятностного прогнозирования замедляет чтение, вынуждает больных чаще, чем в норме, прибегать к послоговому и даже побуквенному чтению.

И вместе с тем текст, воспринимаемый со слуха, понимается хуже, чем при чтении, так как больной имеет возможность по мере необходимости возвращаться к уже прочитанному. Письмо при семантической афазии грубо не нарушается.

Больным труднее сложить слово из букв разрезной азбуки, чем записать его, что тоже может свидетельствовать о неполноценности зрительно-пространственного гнозиса, неумения расположить буквы в определенной последовательности.

Все вышеуказанные нарушения речи при семантической афазии сочетаются с выраженными апракто-агностическими нарушениями, типичными для теменного поражения: нарушениями право-левой ориентировки, праксиса позы, схемы тела, конструктивного и идеаторного праксиса.

Всех больных затрудняет ориентировка в географической карте и выполнение заданий “поставить заданное время на макете часов”. У некоторых больных обнаруживается также акалькулия в виде непонимания разрядного принципа организации чисел и затруднения счетных операций.

Наблюдается у больных и грубое нарушение рисунка, даже при его копировании (срисовывании).

Преимущественная локализация очагов поражения при семантической афазии – область надкраевой извилины теменной доли левого полушария.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/semanticheskaja-afazija.html

Коррекционная работа при семантической афазии

Семантическая афазия – разновидность неврологического заболевания, связанного с нарушением вербального аппарата, речевыми способностями у пациентов. Основная причина – органическая травма головного мозга.

Больные вполне понимают значение несложных фраз в составе из 7-12 элементов, и даже речь (диалогическая, спонтанная, автоматизированная) пребывает в норме.

Но прослеживается забывчивость, невозможность улавливания деталей сказанного, отсутствие понимания прочитанного текста (даже простого, короткого).

Что такое семантическая афазия?

Семантическая афазия входит в синдром поражения функций коры доминантного полушария головного мозга, преимущественно в нижней теменной части (поле по Бродману – 39-40). У некоторых пациентов может наблюдаться поражение височной, затылочной доли коры мозга. Особенность данного вида афазии – нарушение восприятия (понимания) речи, логико-грамматических конструкций.

В целом, многие функции речевого аппарата сохраняются, поэтому даже если пациент и забудет отдельное слово в предложении, то может быстро вспомнить, но при подсказке со стороны, и в последующей речи подменять слова другими в разговоре уже не станет. Хотя при пересказе даже короткого текста начинают прослеживаться явные дефекты.

Больной вполне хорошо осознаёт и бегло произносит отдельные слова в контексте, но чтение предложений становится замедленным и происходит по слогам. Понимание же написанных предложений дается легче, ведь пациенты могут вернуться к прочитанному и быстро вспомнить. На слух же текст начинает восприниматься с трудом. Предложения звучат обрывисто.

Внутри них явно отсутствует связь. Пациент может пропускать предлоги, местоимения, служебные слова и наречия, необходимые для воспроизведения конструкций в родительном падеже либо с целью отражения пространственных взаимоотношений между объектами.

При семантической афазии страдает зрительно пространственный гнозис, поэтому больные начинают испытывать трудности при расположении букв в слове в правильной последовательности. Например, сложить слово из отдельных букв разрезной азбуки уже не могут.

Классификация заболевания

Афазия семантическая – неспособность понимания сравнительных словосочетаний, утрата ориентации в сравнении пациентами, например – Нина выше Юли. С учётом лингвистических, психологических, анатомических особенностей распознавания речи семантическая афазия классифицируется на следующие отдельные виды:

В случае прогрессирования патологии возможно совмещение сразу нескольких форм болезни при поражении иной зоны головного мозга. Например, при повреждении сосуда в теменной части (в нижнем отделе) наблюдается совместное развитие семантической, эфферентно-моторной и амнестико семантической афазии.

Причины проявления

Семантическая афазия возникает при поражении сосудов головного мозга, на фоне инсульта (ишемический, геморрагический). Другие причины:

  1. болезнь Пика, Альцгеймера;
  2. травма, механическое повреждение головного мозга;
  3. энцефалит, менингит с воспалительным течением;
  4. оперативно-хирургическое вмешательство на зоны головы;
  5. онкология, развитие опухолевидного процесса в отделах мозга.

В группу риска входят пожилые люди от 55 лет, страдающее церебральным атеросклерозом, гипертонией, ревматоидным пороком сердца, заболеваниями ЦНС.

Признаки и симптомы заболевания

Симптоматика семантической афазии выражается в отсутствии аграмматизма, но пациенты склонны не употреблять сложные лексические словосочетания в предложениях (в письменной и устной речи). Нарушено понимание более сложных синтаксических конструкций в составе из:

  1. причастных, деепричастных оборотов;
  2. пространственных, причинно-следственных отношений.

Основные признаки:

  • отсутствие смысловой интонации в разговоре;
  • скудность лексики, когда пациенты предпочитают не употреблять сложные пословицы, поговорки, наречия, прилагательные, причастные и описательные обороты;
  • нарушение счетных операций, спутанность действий при решении арифметических задач и примеров;
  • испытание сложностей при переходе с одного десятка на другой;
  • непонимание смысла прочитанного, даже небольшого (короткого) текста;
  • не улавливание мелких деталей либо их забывчивость, пропуск предлогов, связующих частиц в разговорной речи;
  • пересказ текста в составе из предложений обрывками.

Написание многозначных цифр на бумаге со слуха пациентам дается с трудом.

Несложно дается письменная речь, но лишь в составе из простых предложений. Сложить же отдельные буквы в слова из разрезной азбуки в нужной последовательности пациентам бывает трудно.

При семантической афазии больные вполне могут передать суть сказанного в составе из 7-12 слов и даже прекрасно понимают, осмысливают события. В частности, некоторые предлоги воспринимаются хорошо, хотя при задании расположить сразу 3 предмета одновременно в нужной последовательности пациенты начинают испытывать растерянность и не способны найти выход из ситуации.

Диагностика болезни

Диагностировать семантическую афазию врачам бывает затруднительно, поскольку клинически симптомы схожи с иными неврологическими заболеваниями и формами афазии (амнестическая, акустико-мнестическая).

Семантическая афазия – редкое явление среди всех известных форм. При этом клиника очаговых поражений головного мозга не всегда прослеживается. Речь у больных, на первый взгляд, вполне выразительная. Нарушения в произношении фраз, предложений отсутствуют. При этом может долго сохраняться автоматизированная речь.

Основные методы обследования для выявления патологии:

  1. анализ крови (клинический, общий);
  2. УЗИ шейных сосудов;
  3. пункция со взятием спинномозговой жидкости;
  4. логопедическое, нейропсихологическое обследование;
  5. дуплексное сканирование сосудов головного мозга;
  6. МРТ;
  7. КТ;
  8. ангиография;
  9. тесты на выявление степени отклонений устной, письменной речи и памяти на слух.

Диагностика – дифференциальная. Важно отличить афазию от заболеваний со схожими симптомами: деменция, дизартрия, дизлалия, акалькулия, алалия.

Постановкой занимается, зачастую, целый консилиум врачей с немалым опытом в работе, при лечении пациентов с подобными нарушениями функций головного мозга. Важно выявить отличия патологии от других схожих заболеваний и понять, например, почему семантическая афазия часто сопровождается акалькулией при проявлении.

Лечение

Цель терапии – восстановить по-максимуму речь, поэтому в основе – медикаменты. Основные группы:

  • ноотропные средства (Фезам, Пирацетам);
  • статины (Аторвастатин, Липримар, Торвакард);
  • тромболитические медикаменты (Метализе, Актилизе);
  • витамины (рибофлавин, Пиридоксин, Тиамин);
  • кроворазжижающие (Ксарелто, Фраксипарин, Гепарин, Прадакса);
  • мочегонные (Диакарб, Фуросемид, Лазикс);
  • стероидные (Преднизолон);
  • тромборастворяющие (Актилизе).

В дополнение могут быть назначены противовоспалительные препараты (Актовегин, пиридоксина гидрохлорид), для улучшения метаболических процессов в структурах мозга.

Операция при семантической афазии назначается в случае онкологии, мозгового кровоизлияния, выявления локальных опухолевидных очагов. Показания к проведению хирургического вмешательства:

  1. аневризма сосудов головного мозга;
  2. абсцесс тканей;
  3. атеросклероз с поражением сонных артерий, сужением просвета сосуда бляшками.

При кровоизлиянии возможно проведение трепанации черепа, при атеросклеротических бляшках – метод эндартерэктомии.

Лечение не будет полным без логопедии и это – основа воздействия при подобном неврологическом заболевании. Цель – восстановление письменной и устной речи, проведение коррекционной работы при семантической афазии по закреплению лингвистических навыков у больных, упражнения и процедуры по восстановлению пораженных участков мозга. В дополнение:

  • физиопроцедуры с подачей электроимпульсов для стимуляции мускулатуры;
  • биоуправление для воздействия на мускулы речевого аппарата;
  • иглорефлексотерапия для коррекции, восстановления эфферентных звеньев в речи.

Профилактика

Не допустить развития семантической афазии – значит для пациентов (особенно в пожилом возрасте):

  1. держать под контролем показатели артериального давления и всегда под рукой – прибор для измерения;
  2. своевременно лечить заболевания гипертонического характера (сахарный диабет, атеросклероз, мерцательная аритмия);
  3. выявлять опухоль на раннем этапе, проходить терапию;
  4. корректировать углеводный обмен, если выявлен сахарный диабет;
  5. проводить вакцинацию от вирусной, бактериальной инфекции в случае поражения головного мозга.

Семантическая афазия характеризуется, как сложное расстройство речевых функций, когда при лечении требуется помощь близких родственников, узкоспециализированных врачей (логопед, невролог, невропатолог, онколог). Пациенты должны неукоснительно соблюдать все рекомендации и назначения.

В целом, прогноз при семантической афазии благоприятный. Хотя вряд ли можно надеяться на полное излечение при серьезных отклонениях в речевом развитии у детей до 5 лет (в случае врождённых дефектов) либо у пожилых пациентов после 55 лет.

Степень восстановления речи будет полностью зависеть от размеров, места локализации патологического очага в коре головного мозга.

Прогноз гораздо хуже, если сильно сдавлены речевые центры мозга, а проведение операции, зачастую, чревато осложнениями, побочными явлениями:

  • нагноение (инфицирование) ран;
  • развитие анемии;
  • большие кровопотери;
  • необратимое обездвиживание верхних (нижних) конечностей;
  • вспышки новых неврологических очагов на фоне повреждения соседствующих структур мозга.

В сложных случаях семантическая афазия чревата летальным исходом. По сути, это – неизлечимая патология, трудно поддающаяся диагностике и лечению. Большую роль играют родственники пациента. На исход лечения повлияет их отношение, забота, любовь, понимание.

К сожалению, нередко люди уже в молодом возрасте испытывают трудности в речи, но не спешат обращаться к врачам, игнорируют симптомы. А ведь афазия – медленно прогрессирующая патология. Последствия могут быть довольно серьезными.

Источник: http://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/semanticheskaya-afaziya.html

Амнестическая афазия

Ермакова Елена Владимировна

1. Что такое амнестическая афазия?

2. Амнестико-семантическая афазия и другие виды

3. Причины

4. Симптоматика и проявления

5. Диагностика

6. Лечение

 6.1 Поэтапная реабилитация

Речь одна из основополагающих форм когнитивной деятельности человеческого мозга.

По объёму воспринимаемой информации речь находится на втором мете после зрительной нейросенсорной системы и отвечает за коммуникативную активность человека.

Без речи наше общение становится менее намного менее информативным и продуктивным. Патология речевой функции, сформировавшаяся при наличии у больного речи, называется афазией и носит острый социально зависимый характер.

Существует немало серьёзных неврологических заболеваний, которые могут вызвать афазию и другие неврологические нарушения в работе центральной нервной системы.

Афазия – одно из частых проявлений транзиторной ишемической атаки или инсульта, данное патологическое состояние формируется вследствие органического поражения участок коры больших полушарий, отвечающих за формирование речевой функции и её восприятия. Существует несколько клинически значимых типов афазии, которые обладают своими характерными проявлениями речевого расстройства, одним из вариантов как раз и является амнестическая афазия.

Читайте также:  В голове жжение: причины, диагностика, лечение

Что такое амнестическая афазия?

Афазия – неврологическое заболевание органической природы, которое формируется в результате гибели нейронов, находящихся в зоне коры больших полушарий, отвечающих за синтез и формирование речевой функции, а также восприятия речи и невербальных сигналов окружающих людей. Афазия всегда является патологией приобретённого характера, т.е. она наблюдается у людей с изначально нормально функционирующей речевой функцией, поэтому важно не спутать афазию с алалией, если заболевание наблюдается в детском возрасте.

К развитию патологии может привести широкий спектр причин, однако конечный патогенетический механизм у этого заболевания единый и заключается в обширной гибели нервной ткани, локализованной в специфических отвечающих за речь областях головного мозга. 

Амнестико-семантическая афазия и другие виды

В Российской федерации применяется классификация советского врача невролога А.Р. Лурия. Он подразделил афазию на несколько видов, с целью более удобного диагностического исследования при данной патологии. Лурия выделил следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная. Она возникает в результате травматического повреждения и дисфункции речевого центра, находящегося в височных долях коры больших полушарий. У пострадавшего возникают трудности восприятия информации при чтении и во время письма: для эфферентной моторной афазии характерны, как орфографические, так и пунктуационные ошибки, также возникают проблемы при переходе от одного мыслительного процесса связанного с синтезом речи, к другому.
  • Афферентная моторная. В данном случае проблема связана с дисфункцией центральной и теменной отделов коры головного мозга. У пациента возникают сложности с произношением слов сходных по фонетическим и артикуляционным параметрам. Таким больным весьма тяжело подобрать необходимый звук, что искажает их разговорную речь.
  • Акустико-мнестическая. Встречается при дефекте нейронных аксональных и дендритных связей между слуховым анализатором и гиппокампальными структурами глубжележащих подкорковых отелов головного мозга. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок.
  • Динамическая афазия. Причиной может стать дефект коры, который отвечает за двигательный центр речевой функции. У таких людей возникают проблемы с построением предложений, нарушается логика и последовательность сказанной фразы или предложения.
  • Сенсорная афазия – связана с расстройством фонэматического слуха, т.е. больной не воспринимает логически чужую речь. Сравнить данный вид афазии можно с восприятием иностранного языка, когда его не знаешь.
  • Семантическая афазия. Проявляется отсутствием осознания и анализа сложных грамматических конструкций в предложении, человек способен понимать только короткие фразы.
  • Амнестическая афазия. Характеризуется нарушением работы теменной и височной областей коры головного мозга. Форма заболевания, связанная с нарушением иннервации между видимым объектом и его речевой интерпретацией при воспроизведении данного объекта. В таких ситуациях пострадавший человек понимает, какой перед ним находится объект, может его описать, однако не может точно его назвать. Речь такого человека становится беглой, суетливой, пациент старается подбирать много слов, однако они неточны по значению и объективным характеристикам. Возникает ощущение, что человек забыл название предмета. Очень часто сочетается с другими формами, такими как: амнестико-семантическая афазия и сенсорно-амнестическая афазия.
  • Также выделяют подтип амнестической афазии: оптико-мнестическая афазия. Поражение височной области коры. Основная проблема заключается в неточности зрительных образов слов, больные пытаются описать функцию предмета, но не могут его назвать. Несмотря на хорошую ориентацию в пространстве и времени, у пациентов наблюдается выраженный дефект в изображении предметов – например они могут срисовать картинку, но не способны самостоятельно изобразить рисунок по памяти или следуя инструкции. Также у таких больных присутствуют нарушения в письменной речи: в тяжёлых случаях больные не видят текст с левой стороны. 

Причины

Амнестическая афазия как правило наблюдается при повреждении белого вещества в области стыка теменной, затылочной и височной частей левого или правого полушария головного мозга.

Важно отметить, что заболевание проявляется не на стороне поражения, а на противоположной. У левшей повреждается правое полушарие, а у правшей левое.

Основными этиологическими причинами являются следующие факторы:

  • Травматическое повреждение вышеописанных участков головного мозга. Чаще всего это происходит при дорожно-транспортных происшествиях и при тупых ударах тяжёлым предметом в зону височной области головы. При этом может сформироваться разрыв аксональных связей белого вещества головного мозга травматического характера.
  • Хирургические вмешательства на структурах головного мозга. Нельзя исключить повреждение соседних структур мозга, так как анатомически все зоны и области головного мозга тесно связаны.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания, такие как: менингит, энцефалит и абсцесс головного мозга. Инфекционные заболевания могут быть вирусной или бактериальной этиологии и часто приводят к генерализованному поражению головного мозга.
  • Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
  • Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения, вызывающие инсульт, тромбоз церебральных сосудов или дисциркуляторную энцефалопатию.
  • Острая интоксикация организма, в особенности нейротоксическими ядами, либо в результате передозировки некоторых лекарственных препаратов.
  • Отдельно выделяют поражения нервной ткани при острой почечной или печёночной недостаточности. При такой форме продукты метаболизма и распада своевременно не удаляются из организма и приводят сначала к дисфункциональным нарушениям, а затем и к органическому поражению ткани головного мозга.
  • Психические заболевания.
  • Болезнь Альцгеймера и болезнь Пика. При болезни Альцгеймера чаще характерно сочетание сенсорной афазии с амнестической афазией, а при болезни Пика чаще наблюдается сочетание с моторной афазией.

Можно выделить несколько групп риска возникновения амнестической афазии:

  1. Генетическая предрасположенность. Если в семье есть родственники с подобными заболеваниями, то наследственный анамнез является отягощённым и значительно повышает риск возникновения афазии при описанных выше причинах.
  2. Пожилой и старческий возраст. Общие экстрагенитальные заболевания: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, эпилептические припадки или кластерная головная боль. 

Симптоматика и проявления

Амнестическая афазия характеризуется мягким течением болезни и смазанным проявлением клиники заболевания. Среди самых частых проявлений можно выделить следующие симптомы:

  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Многократный повтор одних и тех же слов или словосочетаний;
  • Наличие парафраз – описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Больной пропускает слова, чаще всего существительные;
  • Также больной не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.

Несмотря на это у пациента не страдают навыки чтения и письма. Его речь построена правильно, как грамматически, так и логически. У пациента не возникает трудности с акустическим произношением слов, а также артикуляцией. Речь больного становится экспрессивной и изобилует большим количеством глаголов.

Диагностика

Амнестическая афазия заболевание, лежащее на стыке двух направлений: неврологии и психологии. Так как для афазии характерны разнообразные нарушения когнитивной функции головного мозга, то такие нарушения не могут не сопровождаться и психическими дефектами. Для выявления амнестической афазии используют методы нейропсихологической диагностики.

Для верификации заболевания и уточнения степени нарушения функциональной активности речевого аппарата больного человека, прибегают к применению специальных проб. Обычно такие пробы используют разнообразные предметы с различной степенью сложности произнесения их названия.

Также существуют пробы описательного характера, когда пациенту говорят о характеристиках предмета и смотрят сможет ли больной ответить с подсказками.

Ряд проб определяют связь речевых и зрительных проявлений, например, больному последовательно показывают несколько предметов относящихся к одной категории, если больной не отвечает, то значит у него есть нарушение связи между речевой функцией и зрительными образами, что можно интерпретировать в пользу сенсорно-амнестической афазии.

Помимо специальных неврологических и психологических проб, каждому пациенту в обязательном порядке проводятся лабораторные и инструментальные методы исследования. В зависимости от причины, вызвавшей афазию диагностические методы будут более или менее информативными.

В клиническом Институте Мозга функционирует высокотехнологическое диагностическое отделение, в котором можно провести такие исследования, как:

  • Томографические исследования: компьютерная и магниторезонансная томография с контрастированием и без;
  • Рентгенологическое исследование черепа и головного мозга для выявления дефектов;
  • Ультразвуковая сонография и доплеровское картирование сосудов шеи;
  • Комплексная лабораторная диагностика.

Лечение

Лечение амнестико-семантической афазии обязательно должно быть комплексным. В данном случае нельзя медлить, так как чем быстрее будут начаты корректирующие мероприятия, тем больше будет шансов у пациента на восстановление утраченных когнитивных функций.

После диагностического обследования и уточнения степени тяжести повреждений речевых центров головного мозга, специалисты формируют индивидуальный лечебный план. В составлении лечебного плана помимо функциональных и органических нарушений важную роль играет возраст пациента и его психическое состояние.

С каждым пациентом обязательно работают как невролог, так и психотерапевт для достижения максимальной эффективности от терапии.

  При выявлении серьёзной органической патологии, требующей безотлагательного хирургического лечения, например, при травмах головного мозга или опухолевых поражениях, выполняется экстренное или плановое оперативное вмешательство для устранения жизнеугрожающего состояния и минимизации когнитивных нарушений в последующем. 

Поэтапная реабилитация

Восстановление когнитивных способностей довольно длительный этап, требующий мотивации и усилий, как от самого больного, так и от его родственников.

Реабилитационный период протекает у каждого пациента индивидуально и зависит от множества факторов. Тем не менее правильно сформированный поэтапный план способен ускорить восстановительные мероприятия.

На начальном этапе пострадавшего заново обучают адекватному восприятию предметов и образному мышлению. Больной постоянно работает с картинками предметов, потом с группами предметов с постепенным усложнением визуального ряда.

Вторым этапом у больно формируют адаптацию к ситуативной речи. Формируется поддержание речевой функции на определённые тематики. На данном этапе пациенту требуется помощь логопеда и психотерапевта, так как он является самым сложным.

На заключительном этапе пациент расширяет свой запас речевого и слухового восприятия, а также учится уменьшать интервалы между проговариваемыми словосочетаниями и предложениями. Постепенное увеличение объёмов воспринимаемой информации окончательно приводит к адаптации больного афазией человека.

Программы:

Другие статьи по теме:

  • Афазия
  • Афферентная и эффертная моторная афазия
  • Моторная афазия
  • Сенсорная афазия

Источник: http://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/a/amnesticheskaya-afaziya.html

Когда забыл слово или семантическая афазия

Когда человек начинает злоупотреблять частицами и предлогами в своей речи в первую очередь на ум приходит мысль о его необразованности и низком уровне интеллектуального развития.

Однако, существует такая редкая болезнь, как семантическая афазия, в симптоматике которой, встречаются в том числе и перечисленные выше злоупотребления служебными частями слова.

Увы, это не единственный симптом, но, обо всем по порядку…

Общие сведения

Итак, афазия — это нарушение нервной системы, которое характеризуется органическими поражениями коры головного мозга и как результат нарушениями в речевом восприятии и воспроизведении. В свою очередь, семантическая афазия возникает при поражении трех зон коры головного мозга (височной, теменной и затылочной).

Отделы, отвечающие за речь

Амнестико — семантическая афазия характеризуется некоторыми особенностями. В частности, для больного становится проблематично составить несложный текст, и он начинает сопоставлять близки и далекие по смыслу слова. Кроме того, происходи распад семантической структуры его речи. Она становится лишенной всякого смысла.

Читайте также:  Появилась боль на левой половине лица, прострелы в ухо и висок, онемение

Помимо нарушения речевой функции, у больного наблюдаются некоторые двигательные отклонения. Например:

  • проблемы с движениями пальцев;
  • пространственная апраксия;
  • апраксия — нарушение целенаправленных движений и действий, при сохранении составляющих его элементарных движений;
  • больной не может понять сложносоставные фразы и предложения (наибольшее количество слов в предложении, доступного для его разума — 11);
  • отсутствие логического мышления не позволяет пациенту решать сложные задачи;
  • отсутствие понимание смысла пословиц и поговорок.

Причины

Семантическая афазия возникает при поражении коры головного мозга и зачастую это взаимосвязано с геморрагическим или ишемическим инсультом. Но говорить, что внутренние проблемы организма являются единственно правильными причинами не совсем корректно. Так, данную болезнь может спровоцировать, следующее:

  • различные опухолевые процессы, происходящие в головном мозге;
  • механические повреждения головы;
  • проведение хирургического вмешательства, операции;
  • воспалительные процессы, протекающие на фоне сопутствующих заболеваний (энцефалит, менингит);
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Пика.

На основании вышеизложенного несложно представить, кто относиться к группе риска, а именно:

  • пожилые люди за 50;
  • страдающие гипертоническими болезнями;
  • имеющими диагноз — церебральный атеросклероз;
  • имевшие черепно-мозговые травмы;
  • сердечные пороки ревматического типа;
  • присутствие других болезней центральной нервной системы (ЦНС);

Симптомы

Наличие подобной болезни не ограничивается лишь обеднением устной речи больного, а простилается намного дальше. К примеру, у пациента изменениям подвергается и его письменная речь. Проявляется это упрощением речевых конструкций, употребление общих фраз.

Так, можно выделить следующие виды симптомов:

  • полное отсутствие понимания смысла между словами при построении предложения;
  • использование общих описательных конструкций при названии того или иного предмета (не расческа, а то, чем приводят в порядок волосы, не машина, а то, на чем ездят);
  • невозможность выполнить сложные просьбы (например, необходимо поставить красную чашку на небольшой синий стол — вызовет непонимание, а просьба — положи книгу на пол — будет выполнена);
  • невосприимчивость к косвенным понятиям (слова и фразы понимаются пациентом лишь в прямой форме);
  • проблемы с логикой;
  • использование служебных частей речи в большом объеме;
  • потеря ориентации в пространстве;
  • математические упражнения не поддаются к решению такими пациентами.

У человека не меняется манера говорить, с литературной точки зрения, происходящие изменения связанны именно с невозможностью воспринимать логику построения предложений и использовать нужные в данный момент слова и фразы.

Классификация

Семантическая афазия не так проста, как кажется на первый взгляд. Так, согласно неврологическому справочнику выделяют следующие ее виды:

  1. Акустико — мнестическая.
  2. Динамическая.
  3. Акустико-гностическая.
  4. Амнестико — семнтическая.
  5. Моторная.

Несмотря на большое количество разновидностей сенсорной афазии в 75% случаев диагностируют смешанный тип болезни, а из-за огромной клинической картины возникают трудности с диагностикой.

Диагностика

Обследование пациента происходит комплексно, и включает в себя следующие виды исследований:

  • общий и клинический анализ крови;
  • компьютерная томография (КТ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • УЗГД шейных сосудов;
  • ангиографическое исследование;
  • пункция спинномозговой жидкости;
  • дуплексное сканирование сосудов головы;
  • логопедические исследования;
  • нейропсихологическое обследование;
  • тесты для определения уровня письменной и устной речи, слуховой памяти.

Сложности диагностики возникают ввиду обширного списка заболеваний, имеющих схожую симптоматику, в том числе к ним относят:

  • алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей, причем интеллектуальные способности и слух не изменяются);
  • дислалия (нарушение связанное с нормальным произношением звуков);
  • дизартрия (ограниченность подвижности органов речи, с чем и связано нарушения речевых функций);
  • деменция (отклонения в интеллектуальном развитии человека, которое формируется в зрелом возрасте под воздействием сопутствующих болезней).

Как стало понятно, данный недуг довольно сложен к диагностированию и требует комплексного подхода. В связи с этим самостоятельная постановка диагноза исключена, так как это может сказаться на общем состоянии больного и результатах лечения.

Лечение

Несмотря на неврологический характер болезни основу лечения составляет логопедия. Однако, комплексный подход даст лучший эффект. Комплекс в себя включает:

  1. Логопедическая терапия.
  2. Медикаментозное лечение.
  3. Физиотерапия.

Лечение препаратами заключается в назначении пациенту лекарственных средств, стимулирующих работу мозга (Винпоцитин, Пирацетам, Мексидол).

Что касается логопедии, то основу в лечении болезни составляет именно она. С больным проводят мероприятия, направленные на восстановление способности нормально разговаривать.

Так, врач применяет методы сопоставления демонстрируемых картинок с реальными предметами.

Крайним этапом в лечении является пространственное восприятие больного. Непрерывное влечение имеет положительный эффект и в большинстве случаев приводит к выздоровлению. Однако, говорить о быстрой победе над недугом не стоит, болезнь хоть и поддается лечения, но с большими трудностями.

Прогноз

Как правило, семантическая афазия имеет благоприятный прогноз, однако, в случае формирования такого заболевания у детей младше 5 лет и у взрослых старше 50 лет, есть основания полагать, что у пациента останутся некоторые отклонения в речевом развитии и полноценное излечение не наступит.

Итак, семантическая афазия довольно редкое, но не излечимое заболевание, которое поддается диагностике и лечению. Но, многое зависит от окружения больного и самого пациента.

Нежелание обращаться за помощью к специалистам повсеместно распространено в последнее время, что может привести к некоторым последствиям.

Не пренебрегайте походом к врачу, берегите себя и своих близких и ни в коем случае не занимайтесь самолечением!

Источник: https://nervivporyadke.ru/tsns/semanticheskaya-afaziya.html

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Афазия является системным заболеванием, связанным с нарушением речи. Возникает патология при органическом травмировании головного мозга.

Существуют разные формы афазии, одной из которых является семантическая. Для этой формы заболевания характерно частичное нарушение речевых способностей и вербального аппарата. Однако, отклонение может иметь и сложную форму, когда происходит изменение личности и реакции человека на болезнь.

Особенности нарушения

Семантическая афазия развивается при повреждении трех областей коры головного мозга: височной, теменной и затылочной зоны.

Характеризуется заболевание несколькими особенностями:

  • распад семантической и смысловой структуры речи;
  • объединение далеких и близких словарных связей.

Так же у больного наблюдается выраженная конструктивно-пространственная апраксия и нарушение движения пальцев. Для таких больных характерно понимание простых фраз, которые содержат не более одиннадцати элементов.

Человек с семантической афазией способен легко выполнять простые действия, однако если перед ним ставится более сложная задача, то это может вызвать значительное затруднение. Логическое мышление нарушено и не способно к решению логико-грамматических сочетаний слов.

Любые усложнения простых предложений, имеющие причинно-следственные связи, обороты, пространственные отношения и т. д., являются для них непонятными. Трудно больным понять и метафорический смысл поговорок и пословиц.

Семантическая афазия поддается лечению, но зависит это от причин патологии. В сложных случаях можно лишь улучшить состояние больного.

Провоцирующие факторы

В большинстве случаев причиной заболевания становится повреждение сосудов головного мозга. Часто подобные нарушения спровоцированы геморрагическими или ишемическими инсультами. В результате инсульта может наблюдаться и смешанная афазия.

К причинам, вызывающим, болезнь так же относят следующие патологии головного мозга:

  • опухоли;
  • травмы;
  • хирургическое вмешательство;
  • воспалительные процессы.

Причиной может стать болезнь Альцгеймера или Пика, которые приводят к прогрессирующему нарушению функциональности центральной нервной системы.

Определяя причину, специалисты рассматривают и возможные провоцирующие факторы:

  • возраст старше 50 лет;
  • гипертонические заболевания;
  • атеросклероз церебрального типа;
  • предшествующие черепно-мозговые травмы;
  • ревматические сердечные пороки;
  • сопутствующие заболевания центральной нервной системы.

Определить причины можно в результате тщательной диагностики, а также оценки общей клинической картины.

Особенности клинической картины

Афазия, вне зависимости от ее формы, характеризуется нарушением речевых навыков человека. Даже незначительные дефекты вызывают дальнейший распад системы речи.

Поскольку семантическая форма заболевания вызвана поражением затылочно-теменной зоны, которая является доминирующей в развитии речи, то начинается дегенеративный процесс общих речевых навыков. Однако у больного не происходит изменений относительно слуховых функций, речевой памяти и произнесения слов.

Симптоматика болезни выражается рядом признаков. Отмечаются нарушения:

  • при описании предмета или его названия (например, вместо «ложка» произносят: «то, чем едят»);
  • непонимание грамматической и смысловой связи между словами;
  • восприятие только простых указаний (например, «поставь чашку на стол»);
  • имеются сложности с логическим мышлением;
  • восприятие любых слов и фраз только в прямом смысле;
  • речь упрощена (редкое употребление оборотов, прилагательных, наречий и т. д);
  • невосприимчивость сложных предложений;
  • нарушение ориентации;
  • неспособность решения математических задач;
  • неконтролируемое движение пальцев.

Выраженность заболевания может иметь разную степень. При легкой степени развития афазии может отмечаться только несколько симптомов, которые при этом слабо выражены. Если имеются более серьезные проблемы, то постепенно состояние начинает усугубляться.

Разновидности и связь с другими видами нарушения

Афазия подразделяется на несколько форм, которые классифицируются по анатомическим, психологическим и лингвистическим особенностям проявления. Чаще всего специалисты пользуются классификацией, определенной Лурием. В основе его определений находится симптоматика патологии и область поражения мозга.

Согласно его классификация семантическая афазия бывает:

  • акустико-мнестическая;
  • динамическая;
  • акустико-гностическая;
  • амнестико-семантическая;
  • моторная.

В зависимости от пораженной зоны головы может прогрессировать смешанная форма болезни. В большинстве случаев диагностируется совместное воздействие афферентно-моторной и семантической афазии, которые развиваются при повреждении сосудов в нижнетеменном отделе коры мозга. Диагностика и лечение в таком случае затрудняются обширной симптоматикой.

Диагностика и дифференциация

Диагностировать заболевание бывает сложно, поскольку в некоторых случаях клиническая картина схожа с симптомами других болезней. Для того чтобы точно установить диагноз применяется дифференциальная диагностика совместно с другими методами медицинского обследования.

Помимо сдачи лабораторных анализов диагностика включает прохождение аппаратных исследований:

Также обследование больного проводит врач логопед и нейропсихолог. Осуществляется оценка устной (письменной) речи, слуховой памяти, зрительного гнозиса и других возможных отклонений, которые могут появиться у пациента.

На основе полученной клинической картины проводится дифференциальная диагностика, позволяющая отличить афазию от других заболеваний.

Схожую симптоматику семантическая афазия имеет со следующими патологиями:

  • алалия (развивается при еще не сформировавшейся речи);
  • дислалия (характеризуется нарушением исключительно звуковым произношением);
  • дизартрия (проявляется нарушением функциональности артикуляционного аппарата);
  • умственная отсталость (снижение интеллектуальных способностей, первичный признак).

Правильно проведенная диагностика является основным залогом успешного лечения. Самостоятельно определить диагноз невозможно. Также следует учитывать, что установлением диагноза должен заниматься не один врач, а несколько специалистов, имеющих опыт в лечение нарушений работы головного мозга.

Терапия и восстановление

Лечение семантической афазии преимущественно проводит врач логопед. При необходимости устранения сопутствующих заболеваний может потребоваться помощь и других специалистов. Терапия занимает много времени и требует значительного терпения.

Только в исключительных случаях происходит внезапное восстановление речи.

Лечение может осуществляться несколькими методами или их совместным воздействием:

  1. Логопедическая терапия. Проводится для восстановления речевых навыков, способностей к чтению и письму.
  2. Медикаментозная терапия. Заключается в приеме препаратов нормализующих естественные процессы в головном мозге (Винпоцитин, Пирацетам, Мексидол и т. д).
  3. Физиотерапия. Проводится электростимуляция разными способами, что способствует полному или частичному восстановлению функциональности пораженных зон головного мозга.

Основная терапия рассчитана на действия логопеда, который постепенно с помощью различных методик восстанавливает речевые навыки больного.

Применяют методику дифференциации картинок с предметами и соотношение их с реальным образцом. Так же используется логопедическая техника дифференциации цифровых значений.

Делается акцент на решение задач по математике. Последним этапом является восстановление восприятия пространственного значения и остальных навыков. Общее воздействие на головной мозг позволяет закрепить полученные результаты.

Прогноз на лечение разный. Зависит восстановление речи от многих факторов. Терапия дает полный положительный результат в основном у людей в молодом возрасте. Для детей младше 5 лет и людей старше 50 риск сохранения речевых дефектов высок.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/semanticheskaya-afaziya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector