Афазия у детей – симптомы, что это такое, методы устранения детской афазии

Динамическая афазия у детей

Среди всех выявленных у детей и изученных типов афазии динамическая афазия занимает особое место. Она возникает вследствие поражения задних отделов лобной доли доминантного полушария, которые играют огромную роль в формировании, регуляции и активации речи.

Симптоматика

Ребенок, которому поставили такой  диагноз, способен легко и быстро строить и произносить короткие предложения, при этом каждый звук он произносит правильно и четко, и у него нет никаких проблем с артикуляцией.

Но  дело в том, что он просто не способен связно и толково излагать свои мысли, он не может составить длинный, развернутый рассказ, не в состоянии выделить в предложении главную мысль. Если послушать, как говорит такой ребенок, то возникает ощущение, что у него есть какие-либо нарушения при внутреннем строении речи.

Общаясь с другими людьми, он говорит отрывисто, сбивчиво, запинается и часто использует слова-паразиты, такие как «вот», «еще», «как бы».  Его речь кажется примитивной, шаблонной, несмотря на то, что она при этом грамматически правильна.

Иногда ребенок с таким диагнозом говорит так, будто с трудом вспоминает слова, названия предметов, улиц, городов, имена близких людей. Вот только в отличие от детей, страдающих семантической афазией, дети с этой болезнью, если не могут назвать предметы своими именами, не пытаются описать их другими словами.

Стоит также учитывать, что при динамической афазии ребенку порой вполне достаточно подсказать первый слог слова для того, чтобы он его произнес.

Это лишний раз подтверждает диагноз, подтверждает то, что здесь речь идет вовсе не о частичной потере памяти, а о нарушении регуляции речи, поскольку само слово ребенку очень хорошо знакомо, он просто не может его произнести вслух.

Также для детей с таким диагнозом может оказаться невероятно сложным даже такое простое задание, как сосчитать до десяти и обратно – им очень тяжело удерживать в голове сразу столько понятий.

Тяжелая динамическая афазия

В зависимости от тяжести заболевания различают несколько форм динамической афазии. В самых тяжелых случаях ребенок замыкается в себе, перестает задавать вопросы или просить о чем-нибудь, его больше ничего не интересует. Он откликается, когда его зовут, но сам быть инициатором общения уже не способен.

В разговоре с кем-либо, ребенок с тяжелой динамической афазией чаще всего лишь как эхо повторяет фразы, вопросы, а иногда и движения собеседника, он уже не способен сформировать предложение самостоятельно, и уж  тем более выразить свои мысли.

Смысл каждого слова по отдельности он понимает, однако он не способен осилить предложение полностью.

Легкая динамическая афазия

Если динамическая афазия у ребенка протекает в более легкой форме, то он очень часто на заданный ему вопрос отвечает той же фразой, но только переделанной в утвердительную форму. Например, если его спросят: «Рома, ты руки вымыл?»,то он, не задумываясь о правильности своего высказывания, ответит: «Рома руки вымыл».

Дети, у которых лобные доли поражены незначительно, способны понимать простой разговор, касающийся происходящих сейчас событий, но для этого взрослому нужно говорить четко и медленно.

Если на приеме у врача таким пациентам предлагают пройти тест с логопедическими картинками, они с большим трудом находят среди картинок названный предмет, а еще чаще показывают его неправильно.

При лечении этого заболевания также очень важно помнить, что чаще всего при динамической афазии у детей-школьников страдает только устная речь, а на умении читать и писать это никак не отражается.

К примеру, если ребенок научился считать еще до болезни, то он способен делать это и после начала заболевания, вот только выполнять он сможет лишь самые простые арифметические действия, а вот решение задач будет уже не по силам, поскольку для этого требуется логически мыслить и сначала составить план действий.

Источник: https://www.psyportal.net/3717/dinamicheskaya-afaziya-u-detey/

Статья по логопедии на тему: Афазии у детей

Афазии у детей

Классическое определение афазии дано создателем отечественной нейропсихологии А.Р.Лурией.  По А.Р. Лурии, это  системное нарушение речевой функции, обусловленное очаговым поражением той или иной или тех или иных речевых зон мозга. Такая трактовка афазии  соответствует представлениям о ней классических неврологов P.Broca, K. Wernice, P.Маri, Н. Jacksona и других.

Однако это определение, ставшее аксиомным в отношении взрослых больных с афазией, становится проблемным при попытке его применения к детям. То, что афазия носит системный характер, т.е. охватывает все стороны речи,    и   у детей тоже, не вызывает сомнений, а то, что она обусловлена локальным поражением мозга, требует обсуждения.

Как известно, функциональная специализация мозговых зон не определена изначально (природно), она складывается в течение онтогенеза, меняя параметры на его разных этапах. Это относится к ВПФ в целом и к речевой функции в особенности. Согласно  данным литературы (Лурия А.Р., Семенович А.В.

)  в речевом онтогенезе происходят серьезные локализационные трансформации. В ранний период   жизни в мозговой организации   речевой функции важная функциональная роль принадлежит подкорке.

  Гуление, лепет осуществляются со значительной функциональной долей подкорковых структур мозга, обеспечивающих элементарную итеративную ритмизацию этих первых речевых опытов.  Кортикализация речевой функции  становится ощутимой уже к 2,5 годам.

  В этом возрасте  имеет место приоритетная активизация коры правого полушария мозга.  Параллельно начинаются процессы левополушарной латерализации, которым придается разными авторами (Кинзборн М.) большое значение.

Отдельные наиболее упроченные речевые действия вновь латерализуются справа, а некоторые, возможно, получают даже подкорковое представительство.  Локализационная концентрация в левом, доминантном по речи полушарии, становится очевидной в 5-6-летнем возрасте.  Это относится к так называемым правшам. У левшей вклад правого полушария остается более существенным.

Принципиально при этом то, что у всех детей  формирующаяся речевая функция, представленная в мозге, имеет двуполушарную представленность.

Такая многофокусная локализационная  картина  и является основанием для сомнений о том,  является ли очаговое поражение достаточным для «запуска» афазии или же она следствие более развернутых по мозговой площади выпадений.

Кроме того, нельзя не учитывать высокую пластичность мозга детей, перекрывающей локальные выпадения за счет мощных процессов спонтанной компенсации.  

Обсуждаемая проблема более актуальна, что с появлением высоких технологий нейровизуализации  (КТ, МРТ, ЯМР и др.), в литературе появились  сведения о том, что  даже кисты непосредственно в речевых зонах мозга не вызывают речевых расстройств.   Вместе с тем имеются и такие источники, где описаны детские афазии,  обусловленные инсультной или травматической этиологией.

Немногочисленные описания клинической картины детской афазии в тех случаях, когда она развивается (РозенфельдФ.С., 1946; Э.Г.Сименицкая, 1985; Трауготт Н.Н., Кайданова С.И., 1985; Храковская М.Г., 1999; Renata Whurr, Sarah Evans, 1999; F.William  Black, 2000),  содержат утверждения, что  она отличается  от афазии у взрослых. 

Практически все  исследователи детской афазии согласны друг с другом  по поводу следующего:

  • Афазия у детей в среднем протекает легче, чем у взрослых.
  • Симптоматика нарушения речевой и сопутствующие расстройства неречевых функций  носят менее локальный характер, чем у взрослых. Они в большей степени рассеяны по отдельным зонам мозга.
  • Форму афазии часто нельзя установить с достаточной долей определенности.
  • Обратное развитие речевых расстройств у детей происходит быстрее, чем у взрослых и конечный эффект восстановления выше.
  • В связи с этим тяжесть расстройств в инициальный и резидуальный периоды резко различна.
  • Письменная речь страдает грубее, чем у взрослых.
  • У детей в сравнении со взрослыми  грубее выражены нейродинамические изменения.

Вместе с тем, несмотря на столь ценные сведения, содержащиеся в литературе, практически не обсуждается вопрос об особенностях мозговых механизмов детской афазии. Еще менее рассматривается вопрос о зависимости клинических особенностей афазии у детей в зависимости от возраста ее приобретения.

Такое положение обусловило необходимость проведения собственного исследования, целью которого явилось уточнение представлений об особенностях мозговой организации речевой и других ВПФ у детей разных возрастов, а также  об отличии мозговых механизмов ее развития, отличных от тех, которые имею место у взрослых.  

Прежде всего, предстояло выяснить:

  1. Может ли локальное поражение мозга обусловить у ребенка афазию, учитывая  высокую пластичность его мозга? 
  2. Каково значение возрастного показателя в развитии афазии у детей?

Было изучено 16 детей с афазией. Такое ограниченное число испытуемых обусловлено редкостью детской афазии.  У 9-и детей афазия была сосудистой этиологии, у 7-и – травматической. 

Наиболее часто регистрировались  смешанные афазии: моторно-сенсорная (с преобладанием моторного компонента) или реже    сенсо-моторная афазия (с преобладанием сенсорного компонента).

При моторно-сенсорной афазии наиболее ярко выступала артикуляционная апраксия (афферентная и эфферентная) и соответствующие артикуляционные затруднения в речи, менее грубо – нарушения понимания речи. При сенсо-моторной – нарушения понимания были более яркими, а затруднения в артикулировании  – меньшими.

Другие формы афазии практически отсутствовали, хотя всегда присутствовали компоненты  акустико-мнестической (сужение объема слухо-речевой памяти) и часто динамической афазии (снижение речевой активности).

Диагностически особый интерес представили дети 3-х и менее лет.

Постановка определенного  речевого диагноза оказывалось затруднительной. Как известно, маленькие безречевые дети квалифицируются как алалики.  Решить, потерял ли речь такой ребенок, а, следовательно, у него развилась афазия, или речь не развилась, как у алалика, очень трудно.

В анамнезе у всех изученных детей с афазией отмечались перинатальные неблагополучия – пренатальные, внутриутробные натальные или ранние постнатальные. Их последствия выступали либо в наличии явной неврологической симптоматики, либо в виде патопластического фона.

Динамика обратного развития афазии у детей  оказалась имеющей четкую зависимость от возраста, в котором  она приобретена.  В раннем возрасте (от 2 до  4 лет)  была отмечена слабая динамика восстановления речи. В более позднем возрасте (5-8 лет) показатели динамики гораздо  выше.

Устная речь часто достигала уровня практического восстановления. Правда, при этом письменная речь оставалась заметно отстающей. Явления дислексии и дисграфии держались долго и  без специальной работы по их устранению не преодолевались.

Медленно восстанавливалась и слухо-речевая память, а также понимание сложно построенной речи. Афазия, приобретенная в пубертатный период – от 13 до 15 лет, выступала грубо и преодолевалась медленно.

Очевидно, в этом возрасте процессы левополушарной латерализации речевой функции завершаются, а высокая упроченность преморбидных речевых навыков отсутствует. 

Наконец, само собой разумеется, что эффективность преодоления детской афазии  тем выше, чем раньше начаты лечение и обучение, а их объемы максимальны.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/12/01/afazii-u-detey

Моторная афазия у детей

Сенсорная афазия проявляется нарушением понимания слов из-за поражения участка коры головного мозга, ответственного за анализ речи.

Оглавление:

Поэтому сенсорная афазия может проявляться двумя группами симптомов – нарушением понимания и нарушением устной речи.

Участок коры, распознающий значение слов, находится в височной области, у большинства людей в левом полушарии. Также его называют слуховым анализатором или зоной Вернике. Соответственно сенсорную афазию тоже называют афазией Вернике.

Причины

В большинстве случаев причиной афазии служат повреждающие воздействия на мозг. У взрослых это могут быть:

  • Инсульты. Самая распространённая причина афазии. И геморрагический, и ишемический инсульты в зоне Вернике проявляются сенсорной афазией.
  • Травмы височной области
  • Опухоли разного происхождения
  • Аневризмы сосудов мозга. В этом случае афазия может развиваться двумя способами – из-за давления аневризмы на височную область или при её разрыве и последующем кровотечении
  • Инфекционные заболевания – энцефалиты
  • Абсцессы височной области, могут развиться как осложнение отита
  • Дегенеративные и демиелинизирующие заболевания.

Афазия у детей чаще возникает в результате травм, опухолей, аневризм и инфекций. Инсульты у них встречаются крайне редко, однако полностью исключить инсульт как причину афазии нельзя. Также у детей описаны случаи эпилепсии в сочетании с приобретенной афазией, названные синдромом Ландау-Клеффнера по именам учёных, впервые описавших заболевание.

Симптомы афазии

Афазия проявляется двумя большими группами симптомов – первая объединяет нарушение восприятия речи, вторая – нарушение произнесения слов.

Нарушение восприятия речи при сенсорной афазии связано с невозможностью распознавания слов и звуков. Они воспринимаются как бессвязная смесь звуков, речь кажется иностранной. Больные не понимают значения слов. На начальных этапах болезни иногда сохраняется способность определять групповую принадлежность названного предмета – к маленьким или большим, живым или неживым и т.п.

Отличительной особенностью сенсорной афазии является сохранная реакция на инструкции, связанные с действием. Например, больной правильно понимает команды «поднять руку» или «кивнуть», но не сможет ответить как называется какой-нибудь предмет.

В дальнейшем при отсутствии лечения нарушение восприятия усугубляется вплоть до полного непонимания речи.

Нарушение разговорной речи появляется из-за невозможности слухового контроля за произносимыми звуками.

Больной говорит отдельными, не связанными между собой словами, звуками, может менять местами звуки в слове, произносить только часть из них. Нарушается передача интонаций в речи.

Постепенно произношение слов восстанавливается, больной становится многословным, пытается объяснить свои мысли, подбирает синонимы к словам, которые не может вспомнить.

Характерно отсутствие критичности у больных. Они уверены, что говорят правильно и понятно и раздражаются, когда их не понимают.

Соответственно нарушению устной речи нарушается и письменная. Чтение же страдает минимально – больной путает позицию ударения в словах, некоторые буквы читает неправильно, что мешает пониманию прочитанного. Однако в целом способность понимать смысл письменного текста сохранена достаточно полно.

Сопутствующие симптомы

Сенсорная афазия редко бывает единственным симптомом причинного заболевания. Часто она сопровождается признаками параноидного состояния и возбуждением. Афазия после инсульта может сочетаться с нарушением подвижности в правой половине лица, сглаживании правой носогубной складки. Характерно выпадение частей поля зрения справа. Значительные неврологические нарушения обычно отсутствуют.

При афазии вследствие абсцесса или энцефалита присутствуют общие признаки инфекционного процесса – лихорадка, признаки интоксикации, в случае энцефалита – характерные изменения в ликворе.

Особенности сенсорной афазии у детей

Афазию у детей можно спутать с алалией (первичное отсутствие речи). Главное отличие этих синдромов: при афазии наступает регресс развитой речи, при алалии речь не развивается исходно. Вследствие недостаточной сформированности речевого аппарата афазия у детей имеет некоторые характерные признаки:

  • Афазия у детей возникает очень быстро и так же быстро речевые функции восстанавливаются. Отсутствие заметного улучшения в течение нескольких недель значительно ухудшает прогноз на выздоровление.
  • Проявления афазии, особенно у детей раннего возраста, крайне скудные. Их речь ещё недостаточно развита для полноценного развёртывания клиники. Чаще всего у детей можно дифференцировать только моторная это афазия или сенсорная.
  • Для восстановления речи у ребёнка должны восстановиться функции речевого центра или компенсироваться за счёт соседних участков коры. У взрослых часто возможна компенсация благодаря развитой системе логических связей в речи, развитому понятийному аппарату.

Формы сенсорной афазии

Присоединение дополнительных очагов поражения в коре приводит к появлению дополнительных нарушений речи. Так выделяют формы афазии:

  • Семантическая афазия – нарушение понимания взаимоотношения слов, предметов, особенно пространственного;
  • Акалькулия-афазия – нарушение счёта;
  • Сенсорно-моторная афазия – нарушение понимания речи в сочетании с невозможностью правильной артикуляции;
  • Тотальная афазия – деградация всех видов устной и письменной речи вместе с расстройством понимания речи.

Диагностика сенсорной афазии

Заключается в поиске причинного заболевания. Для этого нужен комплекс мероприятий:

  • Тщательный опрос больного для выявления предшествующих заболеванию факторов риска;
  • Неврологический осмотр для поиска сопутствующих нарушений, которые могут быть незаметны внешне;
  • Комплекс инструментальных обследований – электроэнцефалограмма, КТ или МРТ, контрастная ангиография сосудов головы помогут выявить объёмное образование полости черепа, аневризмы сосудов, наличие кровоизлияний или последствий ишемического инсульта, абсцессов и другой патологии.

Лечение сенсорной афазии

Достаточно длительный и многокомпонентный процесс, значительная часть которого зависит от причины афазии. Лечение обязательно включает занятия с логопедом. Целесообразно разделить методы лечения афазии на медикаментозные и логопедические.

Читайте также:  Реабилитационный центр "петрово-дальнее" - отзывы, стоимость, фото

Логопедическая коррекция сенсорной афазии

Занятия с логопедом помогут восстановить правильное произношение звуков, расширить словарный запас, вернуть осмысленную речь. Для этого используются специальные упражнения и оборудование, с которым может работать только профессиональный логопед.

В домашних условиях вы также можете выполнять ряд простых упражнений: просите больного называть окружающие предметы, части тела, совмещать написанное слово с его изображением.

Больше общайтесь с больным – вначале преимущественно задавайте простые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», далее – переходите на открытые вопросы, практикуйте тематические диалоги.

Важно создать комфортную обстановку для больного. Больной афазией фактически оказался перенесённым в чужую страну с незнакомым языком. Разговаривайте с ним спокойно и медленно, давайте почувствовать свою поддержку.

Медикаментозное лечение сенсорной афазии

Универсальными препаратами, назначаемыми при афазии любого происхождения, являются ноотропы, витамины группы B и нейротрофики.

Выбор остальных препаратов для лечения зависит от причины афазии. Так, при инсульте возможно назначение тромболитиков или кровоостанавливающих препаратов в зависимости от его формы. Для лечения инфекционного поражения мозга применяют антибиотики и противовоспалительные лекарства.

Афазия у детей

Афазия возникает из-за поражения корковых речевых областей левого полушария головного мозга, вследствие кровоизлияния в коре головного мозга, черепно-мозговых травм, сбоев в работе сосудов головного мозга

Афазией называют речевое расстройство, при котором у ребёнка распадается уже хорошо сформированная речь.

Афазия возникает из-за поражения корковых речевых областей левого полушария головного мозга, вследствие кровоизлияния в коре головного мозга, черепно-мозговых травм, сбоев в работе сосудов головного мозга.

Афазию могут спровоцировать и те виды заболевания крови, при которых ухудшается её свёртываемость. В некоторых случаях афазия является осложнением после воспалительных заболеваний мозга, при этом к речевому расстройству прибавляется снижение интеллекта и нарушения в поведении.

Заметим, что иногда афазия сопровождает такую болезнь как эпилепсия и является её дополнительным симптомом. Это явление получило название синдром Ландау — Клефнера.

Подозрения на афазию может вызвать распад речи у ребёнка, который до трёх лет имел хорошо сформированную речь.

В том случае, если ребёнок ещё не начал говорить, а распад речи имеет место, можно говорить о смешении афазии и алалии.

Выделяются два типа афазии: моторная и сенсорная афазия

Моторная афазия характеризуется тем, что ребёнок частично или полностью утрачивает навык произношения, т. е. происходит разрушение собственной речи. В большинстве случаев некоторые слова всё же сохраняются, и ребёнок пытается строить из них простые предложения, не отличающиеся разнообразием.

У больных афазией преобладает речь, получившая название «телеграфная». Такая речь характеризуется преобладанием неопределённых глаголов и имён существительных. Ребёнок искажает и переставляет звуки в словах, заменяет их похожими, либо пропускает.

Ребёнок с сенсорной афазией при абсолютно сохранном слухе не понимает обращённую к нему речь. Сходные звуки, слоги и слова ребёнок либо не различает, либо принимает за шумы.

Моторные и сенсорные центры речи, находящиеся в коре головного мозга анатомически связаны друг с другом, поэтому у детей афазия часто бывает смешанной — сенсорно-моторной.

У дошкольников, в отличие от взрослых, могут быть только эти два вида афазии, который были нами рассмотрены. Это можно объяснить тем, что речь ребёнка имеет более низкий уровень, чем речь взрослого.

Чем младше ребёнок, тем меньше у него продуктивных симптомов афазии.

Незрелая речевая функциональная система и другие высшие психические функции, связанные с речью у детей дошкольного возраста не дают большого многообразия проявления данного заболевания.

Афазия включает в себя несколько составляющих, это, прежде всего расстройство речи и речевого общения, сбои в работе других психических процессов, трансформация личности, личностная реакция на болезнь.

Дети, страдающие афазией должны наблюдаться у невролога. Чем раньше ребёнок начнёт систематически заниматься с логопедом, тем большее шансов будет на выздоровление. Такая систематическая работа над всеми сторонами речи, учитывающая специфику нарушения, необходима для успешного лечения афазии. Также логопед поможет мамам профессиональным советом по работе со своим ребёнком.

Так как при лечении речевых расстройств, именно родители имеют максимум возможностей для коррекции речи детей в домашних, естественных условиях. При афазии всегда есть проблемы с письменной речью и чтением, что значительно затрудняет процесс обучения. Занятия общеразвивающего характера с детьми, страдающими афазией, проводятся по специально разработанной программе индивидуально.

Источник: http://momssite.ru/motornaja-afazija-u-detej/

Нарушения речи

Содержание статьи:

Импрессивная афазия

Развитие сенсорной афазии связано с механическим повреждением в левой височной области, когда травмируется верхняя височная извилина левого полушария. Этот вид афазии характеризуется тем, что больной нормально слышит речь и звуки, однако не понимает, что именно ему говорят. По существу – он слышит лишь набор звуков. Представьте, что вы попали в круг иностранцев, чей язык вы не знаете.

Повреждается так называемый центр Вернике – гностическая зона речи. Поэтому можно сказать, что по существу сенсорная афазия является речевой агнозией: нарушается восприятие, однако органы, отвечающие за принятие сигналов здоровы. Больной не просто не понимает смысла сказанного, он может не понимать, что слышит речь.

Симптомы импрессивной афазии: общие и частные

Центральный симптом сенсорной афазии – это тотальная или парциальная утрата понимания обращённой к больному речи. При этом элементарный слух (способность слышать и различать звуки) остаётся сохранным. Но более сложный – речевой – слух распадается, больной воспринимает речь как поток нечленораздельных и случайных шумов.

Принято выделять два типа сенсорных афазий, каждую из которых мы подробно опишем:

  1. акустико-мнестическая афазия;
  2. акустико-гностическая афазия.

Акустико-гностическая афазия и ее симптомы

При этом типе сенсорной афазии расстраивается слуховой гнозис ребёнка. Гнозисом называют процесс опознания стимула (в нашем случае – звукового) и отнесения его к какой-то категории или определению его смысла.

Ребёнок с этой афазией неспособен установить различия между двумя фонетически схожими словами. Именно из-за этого происходит искажение понимания смысла предложений и даже отдельных слов.

Разумеется, глубина дефекта может быть различной.

При тяжелых поражениях дефект достигает глубокой степени: обращённая речь вообще не понимается ребёнком или воспринимается как незнакомая – иностранная.

Как правило, глубокие нарушения обнаруживаются при сильных сотрясениях, пришедшихся на область виска, но смещённых к затылку. Конкретно – нарушается целостность задней части левой височной извилины.

Ввиду того, что отделы мозга, отвечающие за восприятие звуков, тесно связаны с разделами, отвечающими за иннервацию моторики речи, то страдает и произношение.

Нарушения в устной речи характеризуются подбором неправильных по смыслу слов, структурой словосочетаний и слов, а также появлением частых повторений в речи. Как и при моторной афазии, в речи таких больных ярко выражены парафазии (неожиданные звуки и слова в речи).

Соответственно, это приводит к нарушениям и искажениям структуры предложений и слов, непониманию смысла. Вместе с тем, у больного существенно повышается речевая активность, он может становиться болтлив, иногда развивается логорея – бессмысленный и бессвязный поток слов.

Способность контролировать речь нарушена, нарушается и письменная, и устная речь. Крайне редко больные могут читать вслух, при этом, не замечая и не исправляя своих ошибок и абсолютно не понимая написанного. Во время чтения заметны следующие нарушения:

  • частые пропуски букв;
  • перестановки слогов и слов в предложении;
  • искажения смысловой части текста.

В письменной речи обнаруживаются контаминации – слитное написание двух рядом стоящих слов. Пишут больные под диктовку. При грубых нарушениях возможность писать утрачивается полностью. При лёгких поражениях искажается фонетическая компонента слов.

Акустико-гностическая афазия у детей

Мозг ребёнка – орган, обладающий огромным компенсирующим потенциалом, однако в тоже время не полностью реализовавший свои возможности. Именно поэтому у детей наблюдается смешение моторных и сенсорных нарушений. Грубые афазии у детей до 14-16 лет встречаются не часто, поскольку, как мы сказали, компенсаторный потенциал детского мозга огромен.

Акустико-мнестическая афазия и ее симптомы

Эта форма развивается при нарушении целостности коры средних отделов левой височной области. Травмирующее воздействие оказывается непосредственно в область виска, вероятно – легко проникающее ранение.

При этой форме основной дефект обнаруживается в нарушениях памяти: больной начинает забывать названия предметов. Посему очевидно, что основное проявление – это огромное количество парафазий в речи и серьёзные трудности при попытках назвать какую-либо вещь.

Важно, что подсказки больному не помогают – даже если ему остаётся назвать последний слог слова.

При этой форме афазии более-менее сохранным остаётся понимание речи. Несильно распадается и фонетическо-смысловой состав слов, поэтому многим больным доступна письменная речь.

Семантическая афазия

Может развиваться как следствие травмы височно-теменно-затылочной области левого полушария. Основной признак семантической афазии – это трудности в понимании сложных логическо-грамматических связей. Наиболее ярко это нарушение обнаруживается при необходимости установить пространственные отношения предметов.

Например, если попросить больного нарисовать квадрат в круге, который касается вершины треугольника – он этого не сможет сделать. Да и простые инструкции, вроде линии над кругом могут быть недоступны больному.

Страдает и восприятие временных и сравнительных понятий: больше и меньше, перед и после. Обнаруживает себя и выпадение из памяти различных слов. Но в отличии от акустико-мнестической афазии подсказка в виде первого слога как правило помогает припомнить всё слово.

Афазии у детей

Как мы уже говорили, между центрами, отвечающими за моторику речи, и центрами восприятия существует тесная связь.

Поэтому в детском возрасте афазии трудно отнести к конкретной категории, в связи с чем говорят о смешанных афазиях, где выражены и сенсорные и моторные симптомы расстройства.

При сенсорной афазии наблюдаются искажения моторики речи, при моторной – сенсорики. Поэтому диагноз ставится на основании того, какие именно нарушения носят доминирующий характер.

В тоже время диагностика афазий у детей представляет трудную задачу: симптомы заболевания клинически неоднородны и по-разному проявляются на разных этапах болезни.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Источник: http://love-mother.ru/stati/roditelyam/uxod-i-razvitie/narusheniya-rechi/

Детские афазии и особенности их коррекции

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДЕТСКИЕ АФАЗИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ

Очаговые поражения доминантного, обычно левого, полушария мозга ведут к возникновению у взрослых более или менее избирательных форм афазии.

В детском, особенно школьном, возрасте очаговые поражения доминантного полушария мозга принципиально могут проявляться теми же основными афазическими синдромами, что и у взрослых.

Чаще всего это комплексные формы сенсомоторных афазий с преобладанием в клинической картине того или иного компонента. При менее тяжелых очаговых поражениях мозга у детей наблюдаются и более избирательные формы афазии.

Чем младше ребенок, тем клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами «растормаживания». Все менее выраженными делаются индивидуальные особенности клинической картины, столь разнообразные у взрослых. Детей с афазическими синдромами трудно отличить от детей, страдающих алалией, т.е.

, другими словами, целостная клиническая картина начинает определяться не столько проявлениями системной недостаточности речевой функциональной системы и ее спонтанными компенсаторными перестройками, обусловленными этой недостаточностью, сколько проявлениями общей незрелости речевой функциональной системы и других ВПФ, связанных с речью.

Эта особенность детской афазии делает, в частности, сомнительными поиски в детской практике семантической формы афазии, описываемой у взрослых. У детей (и чем они младше, тем обязательнее) любые афазические синдромы должны сопровождаться теми или иными вторичными семантическими расстройствами.

В то же время избирательных афазий типа «семантической» афазии быть не может, поскольку системы символического знакового обобщения речевых сигналов еще не сформировались. Независимо от возраста ребенка, в котором развивался афазический синдром, восстановительная терапия должна складываться из медицинских, а также педагогических мероприятий.

Медицинские мероприятия имеют целью ликвидацию очагового поражения мозга. Средства соответствующего патогенетического лечения разнообразны. Так, например, при очаговых поражениях мозга травматической природы в остром периоде проводится хирургическая обработка раны, из которой удаляются костные осколки, сгустки крови и инородные тела.

Назначаются медикаменты, уменьшающие отек мозговой ткани и способствующие заживлению раны. При очаговых поражениях мозга воспалительной природы применяются антибиотики, сульфаниламидные препараты и проводится хирургическое удаление скопления гноя. При опухолевых поражениях мозга показаны дегидратирующая терапия, хирургическое и лучевое лечение.

Уже одни эти меры могут привести к уменьшению, а иногда и к полному устранению афазического расстройства.

В других случаях лечебные мероприятия необходимо сочетать с педагогическими. Восстановительное обучение следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить закрепление в речи больных патологически невыгодных для них функциональных перестроек. В этих случаях восстановительное обучение завершает положительный эффект лечебных мероприятий.

В некоторых случаях радикальное лечение больного оказывается невозможным, и тогда приходится удовлетвориться симптоматическим лечением.

Так, например, при внутримозговой опухоли левой височной доли приходится ограничиваться декомпрессивной трепанацией черепа, что уменьшает внутричерепную гипертензию, сохраняет больному зрение и облегчает остальные проявления заболевания.

Нередко компенсация речевых функций при радикально неустранимых прогрессирующих заболеваниях мозга может быть очень хорошей. Если очаговые поражения доминантного полушария мозга развиваются исподволь, спонтанная функциональная перестройка мозга может быть даже столь совершенной, что окружающие не замечают каких-либо отклонений от нормы в речевом развитии ребенка.

Высокая пластичность ЦНС позволяет считать показанным восстановительное обучение не только для завершения патогенетического лечения очаговых поражений мозга, но и в качестве меры временной компенсации речевого расстройства при симптоматическом его лечении.

Даже временная и неполная компенсация афазического дефекта имеет существенное значение как для ребенка, так и для его близких. В целом опыт показывает, что компенсация афазических синдромов в детском возрасте проходит обычно полнее и в более короткие сроки, чем у взрослых.

В некоторых случаях подчеркивается сложность компенсации у детей младшего возраста сенсорной афазии, трудно отличимой от сенсорной алалии по клинической картине.

Это связано, по-видимому, с тем, что в младшем возрасте все психические функции ребенка, в том числе и мышление, осуществляются, по JI.C. Выготскому, не иначе как во время акта восприятия.

Переходя к описанию самого процесса восстановительного обучения детей с афазическими расстройствами, нужно сказать следующее. В любом случае детской афазии в логопедической работе должны найти место:

  1. меры по прямому восстановлению пострадавшей функции;

  2. компенсация ее за счет других, уже сложившихся звеньев речевой функциональной системы;

  3. дальнейшее воспитание и оптимальное развитие речи в условиях ее очаговой недостаточности.

Начинать логопедические занятия с работы, направленной на прямое восстановление пострадавшей речевой функции, бывает выгодно лишь при легких формах афазии у детей старшего возраста.

При моторных афазиях такая работа сводится к отработке артикуляторных дифференциаций и слоговой структуры слова, преодолению аграмматизма, автоматизации речевых навыков связной речи, активному развертыванию собственного высказывания, устранению расстройств чтения и письма. При сенсорной афазии главное внимание уделяется тренировке слухового внимания и его объема.

Используются различные приемы для отработки слуховых фонематических дифференцировок, преодоления феномена «отчуждения смысла слов» при восприятии речи окружающих, а также вербальных и литеральных парафазий в собственной речи ребенка.

При этом используется «опора» на чтение, нередко более или менее сохраненное при сенсорной афазии, а также на прослушивание собственной речи ребенка, записанной на магнитофонную пленку. Соответствующие конкретные приемы такой работы при афазиях принципиально те же, что применяются при преодолении сенсорной и моторной алалий.

Читайте также:  Винпоцетин форте – инструкция по применению, чем отличается от винпоцетина

В большинстве случаев афазии восстановительное обучение приходится начинать с различных приемов растормаживания сохранившихся элементов речевой функциональной системы, что позволяет в наиболее короткие сроки компенсировать расстройства речи и вернуть ребенку возможность речевой компенсации.

Только потом к приемам растормаживания речевой системы присоединяется попытка прямого восстановления недостаточной функции. Выделение приемов растормаживания и прямого восстановления нарушенной функции является более или менее условным.

Так или иначе, и те, и другие связаны с различными функциональными перестройками речевой деятельности, с использованием дополнительных видов афферентаций, созданием новых смысловых связей. Приемы педагогического растормаживания речи у детей с афазией разнообразны.

Используются различные привычные для ребенка бытовые и игровые ситуации, прослушивание и напевание мелодий и песен, прослушивание и воспроизведение речевых стереотипов числового ряда, считалок, дразнилок, широко распространенных стихов. Соответствующие занятия должны быть максимально эмоциональны и значительны для ребенка.

Для работы по растормаживанию речи у детей с афазией могут быть использованы приемы, применяемые в работе со взрослыми больными. Для целей растормаживания речи полезны и некоторые медикаментозные средства, например, галантамин (по 0,3-1 мл 0,25 или 0,5% раствора). Медикаментозное растормаживание речи может быть осуществлено в виде как отдельных функциональных проб, так и курса лечения.

Чем младше ребенок, и чем ближе его речевые расстройства к клинической картине алалии, тем большее значение в логопедической работе приобретают приемы восстановления речи с учетом ее специфической недостаточности (см. алалию).

Таким образом, ребенку, у которого развился афазический синдром, должен быть обеспечен комплекс терапевтических, медицинских и педагогических мероприятий. В остром периоде заболевания эти мероприятия удобнее осуществлять в детском лечебном стационаре, в штате которого имеется логопед. В дальнейшем медицинское наблюдение может осуществляться амбулаторно. Основное внимание уделяется занятиям.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/44368.html

Детские афазии

Детские афазии – это гетерогенная группа патологий ЦНС, которые проявляются частичной или полной потерей ранее присутствовавшей речи. Кроме того, они могут сопровождаться нарушениями чтения, письма, восприятия, счета, эмоциональными и поведенческими реакциями.

Основа диагностики детских афазий – непосредственная оценка речевых и неречевых функций ЦНС, а также определение структурных и функциональных нарушений коры головного мозга при помощи КТ, МРТ и ЭЭГ. Лечение включает в себя прохождение курса специального восстановительного обучения и ликвидацию этиологического фактора (по возможности).

При синдроме Ландау-Клеффнера также проводится противосудорожная терапия.

Детские афазии – это группа полиэтиологических нарушений центральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью. В педиатрии такие состояния встречаются редко – данные патологии больше распространены у взрослых. Суммарная встречаемость среди детей – менее 1%.

Детские афазии чаще наблюдаются у мальчиков. В детском возрасте афазии проявляются менее разнообразно, чем у взрослых, поскольку речь у детей не столь развита. Чем младше ребенок – тем менее разнообразны клинические симптомы детской афазии.

Также для пациентов детского возраста характерен быстрый регресс возникших симптомов – спустя несколько месяцев речевые функции могут полностью восстановиться.

Причины детских афазий

Детская афазия – это гетерогенное состояние. Он развивается в результате поражения речевых систем ЦНС в период сформированной речи.

В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии.

Среди ЧМТ ведущую роль играют открытые повреждения, сопровождающиеся потерей мозгового вещества. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.

Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит. При синдроме Ландау-Клеффнера потеря речи возникает совместно с эпилептическими припадками.

Точная этиология этой формы детской афазии не установлена. По мнению многих авторов, она может быть вызвана генетической или приобретенной структурной склонностью к эпилептиформной активности.

Развитие приобретенной эпилептической афазии предположительно может провоцировать ранее перенесенный энцефалит.

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) детские афазии можно разделить на две группы:

1. Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга. Сюда относятся речевые нарушения вследствие опухолей, травм, патологии сосудов и др. В зависимости от места поражения и патогенетических механизмов эта группа разделяется на подгруппы, которые будут рассмотрены далее.

2. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия. В данном случае речевые нарушения возникают без органических патологий головного мозга, основой их развития является эпилептиформная активность.

Отдельно стоит выделить сочетание этих синдромов. Данное состояние развивается в тех ситуациях, когда на фоне новообразования, гематомы или других структурных изменений головного мозга появляются судорожные приступы, существенно утяжеляющие клиническую картину и стимулирующие прогрессирование детской афазии.

Симптомы детских афазий

Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма.

В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая.

Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.

Акустико-гностическая или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга.

Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха.

Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.

Акустико-мнестическая афазия. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти.

Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия.

Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.

Афферентная моторная афазия. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия.

Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий.

Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.

Эфферентная моторная форма детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.

Динамическая афазия. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания.

Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы.

Чтение и письмо могут быть сохранены.

Синдром Ландау-Клеффнера. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев.

Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность.

Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.

Диагностика детских афазий включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр и общение с ребенком, лабораторные и инструментальные методы исследования. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования.

При объективном осмотре ребенка обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга.

При общении с ребенком педиатр или детский психиатр оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.

Лабораторные анализы, как правило, малоинформативны. В некоторых случаях они могут указывать на возможную этиологию (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево при абсцессе и т. д.). Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ, рентгенография черепа, КТ и МРТ.

ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков.

Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС.

Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.

Лечение детских афазий

Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов головного мозга при помощи прямых и непрямых способов.

Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток. Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек.

В зависимости от ситуации и формы детской афазии в качестве материалов для обучения применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, однако ведущую роль играют упражнения с логопедом.

Эффективность восстановительного обучения зависит от целого ряда факторов: формы и длительности заболевания, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста ребенка и момента начала терапии. Детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов.

При структурных детских афазиях легкой степени тяжести способность к коммуникации возвращается на протяжении 3-5 недель, при средней – через 1-6 месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера помимо обучения может использоваться соответствующее медикаментозное противосудорожное лечение.

Однако даже на фоне позитивной динамики возрастной нормы достичь удается достаточно редко.

Прогноз и профилактика детских афазий

Прогноз при детской афазии зачастую благоприятный. При ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучении на протяжении первых нескольких недель или месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражения ЦНС или синдроме Ландау-Клеффнера прогноз сомнительный.

Прогностически неблагоприятным признаком считается отсутствие позитивной динамики на протяжении первых нескольких недель. Специфической профилактики детских афазий не существует.

Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, которые могут вызвать ишемию коры головного мозга, минимизацию риска травм головы.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/aphasia

Афазия у детей: причины, симптомы, лечение

Афазия у детей — это очень редкое явление. Она встречается в 1% среди детей всего мира. Ребёнок, страдающий афазией, очень наблюдательный, но при этом у него серьёзные трудности в отношения со сверстниками. Какой прогноз у ребенка, страдающего детскойафазией?

Понятие афазии

Детская афазия — это нарушение, концентрирующееся в центре коры головного мозга. Эти центры ответственны за речевую функцию. Чаще всего расстройства концентрируются в проводящих путях мозга. Так же как у взрослых, оно характеризуется нарушением восприятия речи. Нарушение может быть, как частичным, так и полным.

Ребёнок не способен грамотно построить предложение, произнести определенные слова и звуки. Дети, страдающие афазией, не могут выразить свою мысль с помощью речи. Такие дети очень наблюдательны, но из-за того, что они не могут внятно разговаривать, у них складываются проблемы в общении со сверстниками.

Так как заболевание связано с повреждением головного мозга, у детей оно диагностируется намного реже чем у взрослых. Механизм действия заболевания заключается в следующем. Каждое полушарие головного мозга отвечает за определенный вид деятельности.

Часто для выполнения какой-либо функции необходимо участие сразу двух полушарий.

За речевую деятельность у человека несет ответственность левое полушарие. Оно контролирует не только способность говорить, писать и читать, но также слушать. В 95% случаях афазия формируется из-за нарушения работы левого полушария.

Признаки развития детской афазии и ее симптоматика

Проявления детской афазии такие же, как у взрослых. Основными факторами являются:

  • Процесс развития опухоли.
  • Инфекции.
  • Черепно-мозговые травмы.

У взрослых афазия может возникать из-за острого нарушения мозгового кровообращения в форме инсульта. Но у детей такая причина встречается в единичных случаях.

Афазия — это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, сенсоматорная, семантическая, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. Первый симптом проявления детской афазии, который могут обнаружить родители, это сложность у ребёнка в подборе нужного слова.

Он никак не может вспомнить его, часто вместо необходимого слова он пытается употребить синонимы, подобрать новые слова, обозначающие этот предмет. Если ребенку так и не удалось найти необходимое слово, он может не закончить свою фразу. Многие путают это явление с нарушением памяти. Но это всего лишь трудности в подборе слова в необходимый момент.

Детская афазия чаще всего сопровождается нарушением восприятия времени. У ребенка возникают трудности с выполнением последовательности действий. Он не может разложить в хронологическом порядке поступки.

У детей, страдающих афазией, возникают большие трудности в коллективе. У них нет желания разговаривать, чаще всего потому что не могут. Из-за этого они стараются реже общаться со сверстниками.

Иногда может наблюдаться сложности с артикуляцией, звуки произносятся очень растянуто, речь быстрая. Такое произношение собеседники воспринимают с большим трудом.

В связи с этим нарушает синтаксическая сторона речи.

Ребенок, страдающий детской афазии, испытывает трудности не только в разговоре с окружающими людьми, но и с пониманием их речи. Он может хорошо воспринять только короткие предложения.

Виды афазии

Патология подразделяется на виды в зависимости от психологических и лингвистических нарушений. Выделяются следующие виды:

  • Эфферентная моторная – при такой патологии человек не может переставлять слоги и фразы. У больного наблюдается скудная речь.
  • Тотальная афазия – при таком виде патологии больной не может ни воспринимать чужую речь, ни воспроизводить слова самостоятельно.
  • Амнестико-семантическая – у больного наблюдается нарушение с памятью и трудности в восприятии сложных конструкций.
  • Афферентная моторная – у детей нарушается функция правильного произношения звуков.
  • Акустическо-гностическая – при развитии такой формы заболевания у пациента возникает нарушение в восприятии речи собеседника.

Также могут встречаться смешанные формы патологии.

Диагностика и методы лечения

Диагностика детской афазии заключается прежде всего в обнаружении очага патологии. Для этого производится полное сканирование мозга. Очень важно для постановки диагноза найти причину, которая вызвала отклонение.

Лечение должно быть в первую очередь направлено именно на устранение этой причины, включая в себя занятия по обучению чтению и письму. Таким детям назначаются регулярно индивидуальные занятия с логопедом. Они обучаются навыкам речи.

Большую роль играет домашняя работа с родителями.

Родители должны научить ребёнка выполнять упражнения дома, правильно общаться. Если у ребёнка повреждены обширные участки мозга, лечение афазии бывает редко эффективным.

Положительная динамика будет наблюдаться только в том случае, если удастся восстановить некоторые структуры головного мозга.

Очень важно для родителей понять, что они играют важную роль в процессе выздоровления ребёнка. Регулярные занятия с малышом, поддержка разговора, внимательное выслушивание его ответов, терпение и понимание окажут наибольшее влияние на процесс выздоровления.

Если ребёнок страдает моторной афазией, у него сохраняется критическое отношение к себе. Он осознает, что произносит фразы неправильно. Это может привести к развитию депрессивного состояния. Ребёнок становится замкнутым. Если происходит такой процесс, это может привести к углублению проблемы.

Читайте также:  Болит шея и болит голова: причины, лечение, профилактика

Чтобы этого избежать, необходимо проводить консультации с психологом. Важно, чтобы маленький пациент был уверен в себе. Это повлияет на результат лечения.

Чем раньше будет проводиться коррекция афазии, тем успешнее будет прогноз на лечение. Прогноз до начала лечения ни один врач поставить не сможет. Восстановление речевой функции будет зависеть от участка поражения головного мозга и степени нарушения.

Лучше всего коррекция проходит у подростков. Лечение детской афазии — это длительный процесс, и только комплексный подход даёт шансона эффективное выздоровление.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/afaziya-u-detej.html

Причины появления афазии у детей

Афазия у детей  поражает приблизительно 1% детей во всем мире. У ребенка с афазией  активно развивается наблюдательность, но при этом общение со сверстниками сильно осложняется.

Причины проявления патологии  у ребенка

Ежегодно регистрируется несколько тысяч новых случаев поражения детского организма. Мальчики страдают намного чаще девочек. У них активно развивается наблюдательность, но общение с другими детьми складывается очень сложно.

В связи с тем, что болезнь связана с повреждением головного мозга, то у детей она диагностируется намного реже по сравнению с взрослыми. Причинами чаще всего становятся травмы мозга, травмы во время родов, опухоли в мозге.

Обследование детей с афазией должно быть комплексным и проводится в многопрофильном медицинском учреждении.

Каждое полушарие мозга человека отвечает за конкретный вид деятельности, а порой требуется участие сразу двух полушарий. У большинства людей за речевую деятельность отличается левое полушарие в головном мозге. Оно контролирует способности слушать, говорить писать и читать.

В связи с этим, установлено, что приблизительно в 95% случаев формирование афазии соотносится с нарушением работы левого полушария в мозге. В оставшихся 5% случаев в соответствии с мнением детских врачей неврологов ответственность за повреждение возлагается на правое полушарие головного мозга.

Симптоматика и признаки развития детской афазии

Первый симптом заключается в возникновении сложностей в подборе нужного слова. Слово может практически «вертеться на кончике языка», но вспомнить его пациент не в силах. Порой вместе заданного слова употребляется синоним или его определение, то есть то, что слово обозначает.

Не подобрав подходящего слова, пациент ребенок или взрослый может оставить предложение незаконченным. Такой процесс не считается нарушением памяти  — это всего лишь определенные трудности в подборе слова  в нужный момент. В другой ситуации такое слово могло бы быть подобрано без лишних проблем.

У ребенка, пораженного афазией, практически всегда нарушается восприятие времени и он начинает испытывать трудности, касающиеся понимания последовательности действий, не в состоянии расположить их в порядке хронологии, а само понятие времени как бы отсутствует.

Дети, заболевшие афазией, не могут и не хотят много говорить, поэтому уменьшается количество произносимых слов, а на вопросы ребенок отвечает просто — да или нет.

Всё это соотносится с трудностью подбора и построения фразы. Подобные трудности формируются в процессе записывания мысли.

Порой проявляется стереотип, когда независимо от сложившейся ситуации ребенок повторяет одинаковые выражения.

Иногда, наоборот, такие дети страдают от нескончаемого потока слов, они испытывают большую тягу к разговору. В связи с этим, произносят длинные предложения, обычно без смысла. Слова в предложении бывают настолько запутаны, что невозможно понять общий смысл фразы.

Иногда происходит нарушение артикуляции, а звуки становятся слишком растянутыми или быстрыми. Такая речь очень сложно воспринимается окружающими. Порой нарушается синтаксическая сторона речи.

Формируются признаки подмены букв в словах и предложениях на другие буквы или звуки в устной или в письменной речи. Зачастую ребенок с афазиями испытывает трудности в понимании речи окружающих людей, даже при хорошей слышимости и отсутствии нарушений со стороны работы слуха. Короткие предложения воспринимаются намного проще.

Процесс лечения афазии

Иногда происходит неожиданное восстановление речи, но это случается крайне редко. В целом лечение афазии у детей — это продолжительный процесс, в котором бывают задействованы только здоровые зоны головного мозга, поэтому больше всего внимания уделяется процессам кинестетического и зрительного анализа.

Первоначально требуется проведение некоторых диагностических мероприятий с целью установления этиологических факторов, спровоцировавших болезнь.

В настоящее время реализуется особое сканирование, которое позволяет точно выявить то, какие области головного мозга могут быть повреждены, а какие остаются здоровыми. Помимо этого очень важно установить причины повреждения.

Только потом специалист может разработать подходящее лечение, направленное на восстановление функции речевой деятельности и способностей восприятия речи.

В процессе лечения помогают индивидуальные упражнения с логопедом, которые составляет индивидуальный план лечения, где большое значение уделяется работа родителей с ребенком в домашних условиях. Но даже при реализации полноценного лечения при развитии некоторых форм афазии ребенок изредка может восстановить речевую деятельность на одном уровне со здоровыми детьми.

Поврежденные нейроны в головном мозге не в состоянии заменить никакие лекарственные препараты и никакое лекарственное лечение в данной ситуации не поможет. Другими словами, лечение становится возможным только тогда, когда в мозге появляются  новые связи или при незначительном повреждении нервных путей.

В такой ситуации необходима помощь логопеда или дефектолога, а восстановление речи в основном происходит только частично. Оно возможно благодаря способности человеческого мозга к созданию новых нейронных отношений. К примеру, восстановление речи может происходить посредством пения, так как музыка и мелодия обрабатываются в мозге при помощи правого полушария.

Продолжительные и тщательные занятия с логопедом и дефектологом позволяют ребенку научиться правильно выбирать слова и выстраивать верные по своей конструкции фразы. Всё это заметно облегчает дальнейшую жизнедеятельность пациента и помогает нормализовать речь.

Источник: http://VashNevrolog.ru/narusheniya-nervnoj-sistemy/prichiny-poyavleniya-afazii-u-detej.html

Афазия

Что такое афазия? Насколько эта патология речи серьезная? Формы афазии: моторная, сенсорная и тотальная афазия. Коррекция афазии в Алматы. Каковы причины развития афазии? Поддается ли афазия коррекции? Можно ли помочь взрослым с афазией, или насколько успешно афазия поддается коррекции у детей? Подробные ответы на все эти вопросы вы узнаете в этой статье.

Афазия – одно из сложных отклонений речи органического, центрального происхождения. Нарушение, в отличие от других отклонений, вызвано повреждением участков мозга, отвечающих за речь.

Причинами такого поражения могут стать ухудшение циркуляции крови в мозгу, черепно-мозговые травмы, ревматоидные пороки сердца, тромбоэмболия, инсульты и др.

Афазия обычно развивается у людей в преклонном возрасте, но также может постигнуть молодых и детей.

При афазии могут наблюдаться частичные нарушения речи или полная ее утрата.

Термин «АФАЗИЯ» происходит из греческого языка. Частичка «а-» означает отрицание, «фазис» – речь.

Афазия появляется, когда у человека уже полностью сформировалась речь в результате поражения речевых участков мозга: лобных, темяных, височных долей.

Причины возникновения афазии

Основные причины возникновения афазии:

  • черепно-мозговые травмы;
  • кровоизлияния;
  • воспаление, инфекционные заболевания мозга (менингиты, энцефалиты);
  • опухолевые образования;
  • ухудшение циркуляции крови в мозгу в результате проблем с сосудами.

Тяжесть нарушений речи зависит от:

  • обширности повреждений;
  • особенностей ухудшения циркуляции крови в тканях мозга;
  • состояния участков мозга, воспринимающие на себя функции пораженных центров.

Формы афазии

Изучая афазию, ученые, среди которых А. Р. Лурия, Э. С. Беин, В. М. Коган, выделили следующие формы афазии:

  • моторная афазия – больной теряет способность говорить;
  • сенсорная афазия – ухудшается понимание речи;
  • тотальная афазия – больной не может ни говорить, ни понимать речь.

Чаще всего афазия развивается уже у взрослых людей, но не редки случаи появления данной патологии у детей. Наиболее распространена моторная и сенсорная детская афазия.

Моторная афазия

Моторная афазия является самой распространенной. Она возникает при повреждении речедвигательного центра Брока.

Эта форма характеризуется полной или частичной потерей способности разговаривать.

Человек с моторной афазией хорошо понимает речь. Однако он не может выговаривать сложные слова и правильно их связывать в предложения. Большинству моторных афазиков удается произносить случайные слоги, обрывки предложений.

Обычно сохраняются наиболее часто используемые слова. Больному удается произносить отдельные слоги и несложные предложения, часто в речи появляются вставные слова, например «вот», «это».

Подобное расстройство еще известно, как эмболфразия (эмбол – вставление, фразис – речь).

Большинство людей, страдающих моторной афазией не способны на спонтанную речь. В результате повреждения речевого центра Брока нарушается пусковой механизм и человек теряет способность воспроизводить звуки, строить слоги, слова. Но в то же время большинство больных хорошо понимают речь.

Дети с моторной афазией, как правило, не теряют способности различать цифры, буквы, могут складывать из разрезанной буквенной азбуки различные слова, свое имя, фамилию.

Такие дети осознают свою проблему и обычно из-за этого сильно переживают. Такие дети очень самокритичны и при осознании собственной беспомощности.

У них развивается депрессия, которая может усиливаться, если ребенка не понимают.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия – данное нарушение развивается на фоне плохого восприятия речи. Патология появляется при повреждении центра Вернике.

Человек с сенсорной афазией слышит речь, но не понимает. Такое состояние сравнимо с тем, когда вы слышите иностранный язык.

Существует несколько стадий сенсорной афазии. Нарушение восприятия может касаться чужой и собственной речи. Отсутствие понимания может касаться также отдельных структур или быть всеобщим и глубоким.

Еще одна проблема – человек с сенсорной афазией забывает уже изученные слова, что усложняет лечение. Из-за проблем фонематического слуха больной человек теряет контроль над собственной речью, при том, что никаких проблем с моторикой и с речевым центром в головном мозгу нет.

Однако полноценной речевой деятельности препятствует:

  • отсутствие слухового контроля;
  • проблемы с пониманием речи.

Дети, страдающие сенсорной афазией, значительно отстают от своих сверстников в плане словесной репродукции. Отмечаются сильные искажения в разговоре, встречается парафазия (подмена букв, слогов или слов).

Более того, сенсорная афазия сопровождается расстройством письма и чтения. Ребенок перестает узнавать написанные им же слова, может различать буквы, но не может понять смысл всего слова, фразы, предложения.

При сенсорной афазии ритмика и мелодика речи обычно не нарушена.

Отличие афазии от других нарушений речи

Афазия от других расстройств речи отличается:

  • при афазии, в отличие от дислаллии, помимо нарушения произношения, больной теряет способность понимать слова;
  • в отличие от дизартрии, при афазии отсутствуют проблемы с подвижностью языка. Активность артикулярного аппарата при дизартрии постоянно ограничена; 
  • тугоухость – ухудшение слуха, при афазии нет слуховых отклонений;
  • при афазии у ребенка отмечается задержка психического развития. Оно носит вторичный характер, поэтому не стоит путать данное нарушение с умственной отсталостью.

Коррекция афазии

Выделяют два направления коррекции афазии: медицинское и логопедическое.

Медицинское лечение афазии заключается в лечении пораженных участков мозга при помощи лекарственных препаратов. Медицинское лечение должно проходить строго под контролем медиков.

Логопедическая коррекция афазии заключается в проведении специализированных занятий с больным. Практика показывает, что дети намного лучше поддаются обучению, чем взрослые.

К сожалению, не всем взрослым с афазией удается избавиться от нарушения. В противовес этому нарушение у детей намного лучше поддается коррекции и сравнительно за короткий срок удается полностью избавиться от патологии. Но родителям стоит помнить, что чем раньше начать, тем меньше вероятность появления вторичных нарушений.

Исправление афазии проводится с применением различных приемов, направленных на растормаживание речевой системы. Одна из лучших методик в данном направлении заключается в пополнении активного и пассивного словарного запаса больного.

Как правильно, коррекция моторной афазии у детей происходит в виде индивидуальных занятий. Нужно учитывать не только сложность патологии, но характер каждого ребенка.

Более того, полученные навыки нестабильны, поэтому необходимо периодически закреплять пройденный материал.

Порядок коррекции моторной афазии

Логопедическая коррекция афазии включает в себя:

  • отработку артикулярных дифференцировок;
  • занятия, направленные на улучшение произношения;
  • развитие лексического запаса, занятия по улучшению понимания речи;
  • коррекция связности речи;
  • избавление от речевых и письменных дефектов.

Чтобы коррекция афазия была успешной, с самого начала важно развить навыки слухового анализа. Ребенок должен без труда выделять нужные звуки и определять позиции, в которых они находятся. Главная задача коррекции – оживление речевого анализатора. Поэтому, прежде всего, логопед работает с сохранными звуками.

На следующем этапе нужно восстановить отсутствующие звуки. Тщательно прорабатывается акустическая, артикулярная и графическая составляющая каждого звука. Весьма полезны занятия, суть которых заключается в сопряженном (вместе с логопедом) повторении речевых рядов, например, БА-ПА, ПА-БА и др.

В дальнейшем, по ходу занятий из слогов складываются слова, словосочетания.

Если пациент уже учится в школе, то также курс исправления афазии дополнительно включает упражнения по улучшению навыков письма, весь устный цикл повторяется в письменном виде.

При письменной коррекции речи каждое слово анализируется, раскладывается на звуки и на буквы, даются упражнения. Например, ребенку нужно найти и восстановить отсутствующую букву, ответить на вопрос в письменном виде, завершить слово и др.

Коррекция сенсорной афазии

Исправление сенсорной афазии проходит очень сложно, и весь процесс может длиться достаточно долго.

Коррекция сенсорной афазии включает:

  • развитие фонематического восприятия. Поначалу ребенку нужно распознать звуки на слух, например, шелест, стук;
  • восстановление понимания речи. На этом этапе проводится работа по улучшению произношения слов, схожих по звучанию, но с разным значением. Например, клубок-комок и т. п.
  • развитие умения анализировать речь на слух (свою и окружающих). Школьникам также даются письменные задания, а также упражнения по чтению.

Людям, страдающим сенсорной афазией, очень сложно воспринимать информацию слова на слух. Поэтому при воспроизведении материала устный диктант нужно сопровождать зрительной и графической информацией.

План коррекции сенсорной афазии разрабатывается индивидуально. Занятия разрабатываются исходя из этиологии, возраста ребенка, масштабов поражения участков мозга.

Растормаживание речи на начальных этапах развития афазии

Наиболее эффективным приемом устранения афазии и предотвращения усугубления проблемы является выведение на автоматический уровень речевых рядов путем выполнения таких упражнений, как пение, повторение фраз, договаривание предложения, скороговорки и др.

При растормаживании логопед полностью произносит предложение до последнего слова, выговаривая только один слог. Задача больного договорить последнее слово. Вначале логопед исследует пациента, определяет, что дается больному легче, глаголы, существительные, прилагательные.

Например: козочка блеет, а собачка … (лает); на дворе трава, на траве … (дрова); Лето, солнце, … (жара); возьми спички, разожги … (огонь).

Также при растормаживании удается добиться весьма хороших результатов, используя поговорки. Например: без труда не вытащишь и рыбку из … (пруда).

Если у пациента подобные упражнения вызывают трудности, а чаще так и бывает, помогает песня. Логопед запевает и когда больной начинает узнавать песню, на его лице расплывается улыбка.

Диалогическая работа

Основной нашей работы в коррекции афазии является диалогическая речь.

Схема работы в данном направлении:

  • больной повторяет готовую фразу-ответ;
  • логопед подсказывает первые один-два слога, а больной должен завершить слово или фразу;
  • пациент должен выбрать одно или несколько слов из сказанных логопедом;
  • больной должен ответить на вопрос логопеда без подсказок.

Помните, афазия излечима.
Если у взрослых процесс восстановления проходит затруднительно и занимает много времени, то у детей афазия лечится достаточно быстро и эффективно. Использование эффективных приемов, песни, упражнений по договариванию значительно ускоряет процесс развития у пациента связной речи.

Наши логопеды-дефектологи, проводят логопедические занятия в Алматы по коррекции афазии, как у взрослых, так и у детей. Если нужна будет помощь, консультация – обращайтесь!

Источник: http://psilogos.kz/articles/afaziya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector