Как после инсульта восстановить речь: сенсомоторная афазия, логопедические занятия в домашних условиях

Как восстановить речь после инсульта — упражнения и рекомендации

Как после инсульта восстановить речь: сенсомоторная афазия, логопедические занятия в домашних условиях

В статье обсуждаем восстановление речи после инсульта. Рассказываем о видах нарушения речи, способах ее восстановления. Вы узнаете, как происходит лечение стволовыми клетками, полезны ли занятия с логопедом, необходимые упражнения.

Содержание статьи:

Нарушение речи

Нарушение речевой функции при инсульте – одно из наиболее распространенных последствий заболевания. Такое состояние после острого нарушения мозгового кровообращения называют афазией.

Афазия – приобретенное локальное отсутствие или нарушение речи. Получает развитие при органических поражениях коры мозга, возникает и при ишемическом, и при геморрагическом типе инсульта.

При развитии нарушений речи существенное значение имеет локализация поражения отделов главного органа ЦНС. Афазия никак не влияет на изменение интеллекта больного, состояние напрямую связано только с речевым аппаратом. Родным пациента важно это понимать, не стоит относиться к больному как к слабоумному, подобное отношение может спровоцировать появление депрессии.

Отсутствие речевых навыков в большей степени мешает возвращению в привычный ритм жизни и препятствует общению с другими людьми. В реабилитационный период важно подбадривать больного, помогать в выполнении упражнений.

Виды нарушений

При инсульте нарушение речи возникает не только в виде афазии, но и таких явлений, как диспраксия и дизартрия. В некоторых случаях возникает сразу несколько типов расстройств речевой функции.

Афазию относят к наиболее распространенному виду нарушения речи. При развитии этой дисфункции больной теряет способность к пониманию сказанного, навыки чтения и письма. Состояние не влияет на умственную функцию пациента.

Выделяют несколько видов афазии, основные из них:

  • сенсорная афазия – у человека, перенесшего инсульт, возникают проблемы с пониманием сказанного другими людьми, к подвидам относят рецептивную афазию, а также афазию Вернике;
  • моторная афазия – пациент понимает речь других людей, но не может выразить словами свои мысли, к подвидам нарушения относят экспрессивную и афазию Брока;
  • глобальная или смешанная афазия – комбинация расстройств, которые полностью или частично препятствуют общению пациента с другими людьми.

Что ощущает больной при сенсорной афазии:

  • не понимает речь других людей, ему часто кажется, что окружающие говорят на чужом языке;
  • не понимает смысл предложений, забывает, о чем говорит его собеседник;
  • не понимает слова и смысл предложений при наличии стороннего шума или в тех случаях, когда говорит несколько людей;
  • не может читать, понимает короткие заголовки, но остальной текст не воспринимает;
  • может писать, но не способен прочитать текст, написанный самостоятельно.

Какие проблемы испытывает больной при моторной афазии:

  • не способен говорить, издает звуки;
  • не может строить простые предложения, пропускает ключевые слова;
  • говорит, делая частые паузы, не способен найти верное слово;
  • при отрицании говорит «да», а при согласии – «нет»;
  • путает слова, к примеру, вместо «вода» может говорить «молоко»;
  • описывает предметы, но не может назвать их;
  • на вопросы отвечает набором нескольких слов, нередко это могут быть ругательства;
  • повторяет одно слово или звук несколько раз.

Диспраксия

Дисраксией называют состояние, при котором происходит нарушение движений и координации речевых мышц. Речевой аппарат не двигается в нужной последовательности, необходимой для воспроизведения речи.

Отличие диспраксии от паралича лицевых мышц состоит в отсутствии парезов. Мышцы лица и речевого аппарата могут совершать движения, но делают это неправильно. Больной с дипраксией не выговаривает четко слова, повторяет одно слово несколько раз, пытаясь исправить произношение.

Дизартрия

Дизартрия – расстройство, возникающее при слабости речевых мышц. Патология не оказывает влияния на подбор правильных слов или понимание речи других людей. При развитии нарушения у пациента происходит изменение голоса, он не может четко произносить слова и звуки.

При дизартрии возникает нарушение контроля дыхания, в такой ситуации больной начинает говорить краткими отрывками, а не предложениями.

Подробнее о восстановлении речи после инсульта вы узнаете в следующем видео:

Методы восстановления

Для быстрого восстановления речи пациенту назначают комплексное лечение. Процесс требует не только терапевтических мер, но и активного участия самого больного, перенесшего инсульт. От мотивации пациента зависит половина успеха восстановления речевой функции.

Методы лечения афазии и других патологий:

  • прием лекарственных препаратов;
  • лечение стволовыми клетками;
  • занятия с логопедом;
  • выполнение упражнений в домашних условиях;
  • работа с психологом и лечение депрессии.

В целях проведения медикаментозной терапии больному назначают нейропротекторы. Ноотропные средства и антиоксиданты, составляющие основу нейропротекции, защищают нейроны мозга от повреждения и способствуют восстановлению угнетенных клеток. Это ускоряет процессы выздоровления в организме.

Лечение стволовыми клетками

Для восстановления функции речи врачи используют современную методику – лечение стволовыми клетками.

Терапия способствует повышению внутренних сил организма, на фоне чего возникают волевые импульсы, мотивация к выздоровлению и нормализации способности говорить и понимать сказанные слова.

При проведении лечения в первые дни после инсульта врачи достигают максимально положительных результатов.

Процедуру трансплантации стволовых клеток проводят в амбулаторных условиях за два курса, между которыми делают перерыв в 2-3 месяца. Терапию начинают с восстановления сосудов – ликвидируют спазмы, укрепляют сосудистые стенки, рассасывают тромбы и удаляют холестериновые отложения.

Далее проводят основную процедуру, цель которой заключается в восстановлении и обновлении пораженных клеток главного органа ЦНС. В ходе лечения используют биоматериал самого больного. Здоровые стволовые клетки выращивают до необходимого объема в лаборатории. Стволовые клетки пациенту вводят внутривенно за два мероприятия.

Занятия с логопедом

Сразу после стабилизации общего состояния человеку необходима помощь логопеда. Специалист помогает восстанавливать речь больного по особой схеме, направляя его и давая ему нагрузку, с которой пациент может справиться.

Логопед показывает человеку, перенесшему патологию, специальные карточки, учит читать и произносить слога. Терапия нередко носит игровой характер – врач использует детское лото, букварь, скороговорки и упражнения.

Но специалист не относится к больному как к ребенку, что следует помнить и его родным, особенно при отсутствии нарушения интеллекта у человека.

Логопед учит пациента компенсировать отсутствие речи посредством жестикуляции.

Упражнения

Для того чтобы восстановить речь, выполняют особые упражнения в домашних условиях.

Комплекс упражнений для улучшения речевой функции:

  1. Втяните губы трубочкой, возвратите их в первоначальное положение, выполняйте упражнение на протяжении пяти секунд.
  2. Захватывайте с напряжением верхними зубами нижнюю губу, а затем расслабленно отпускайте, выполняйте упражнение в течение 5 секунд.
  3. Захватывайте нижними зубами верхнюю губу, повторяйте упражнение 5 секунд.
  4. Высуньте язык и вытяните шею, останьтесь в таком положении на три секунды, затем расслабьтесь и отдохните.
  5. Оближите сначала верхнюю губу, а затем плавно переместите язык справа налево, слева направо. Повторите для нижней губы.

В домашних условиях при помощи родных и близких пациент может проговаривать скороговорки, читать вслух, практиковать живое общение. Важно сохранять неторопливый темп речи, осторожно поправлять больного, не смеяться и не раздражаться.

Подробнее о том, как восстановить речь вы узнаете в следующем видео:

Что запомнить

  1. Афазия – наиболее распространенное нарушение речи после инсульта, у больных также возникают диспраксия и дизартрия.
  2. В комплекс лечения входит медикаментозная терапия, лечение стволовыми клетками, занятия с логопедом и выполнение упражнений.
  3. При восстановлении способности говорить важно общаться с больным на равных, поддерживать его и помогать делать первые шаги – учить слова, читать, выслушивать, проговаривать скороговорки и так далее.

Источник: http://cefalgiya.ru/insult/kak-vosstanavlivat-rech

Восстановление речи (логопедические приемы) в постинсультном периоде

Как мы уже не раз говорили, обширность зоны мозгового поражения практически напрямую способна влиять на степень тяжести речевых расстройств, возникающих после инсульта.

Подобные расстройства, как правило, оказывают наиболее негативное воздействие на пострадавших от мозгового удара, так как вместе с функцией речи пациенты теряют функции социальной коммуникабельности, что способствует полной дезадаптации больных после инсульта.

Афазия после мозгового удара

Важно также понимать, что восстановление речи после инсульта обычно происходит наиболее медленно, если сравнивать его с процессом восстановления двигательных или иных функций. Более того, восстановление речи, к сожалению, далеко не всегда оказывается полным, по крайней мере в первый год реабилитационного периода после перенесенного инсульта.

А дело здесь в том, что при полной сохранности сугубо физических параметров и функций так называемого речевого аппарата (ведь гортань, губы, а также небо и язык остаются физиологически нормальными после инсульт-патологии) у пострадавшего происходит существенное расстройство специфических речевых отделов, располагающихся в головном мозге и пострадавших после кровоизлияния в мозг.

Что такое афазия и каковы ее основные формы?

Для того, чтобы точно понять, как восстановить речь у пострадавшего после инсульта желательно разобраться в механизме развития афазий.

Итак, как вы вероятно поняли, в медицинской среде те или иные нарушения речи, связанные (или не связанные) с состоянием инсульта называются афазией.

Иными словами, афазия в той или иной ее форме – это всегда системное поражение речевой деятельности, в результате определенного поражения коры головного мозга.

Сами медики различают несколько основных видов афазии, возникающей после мозгового удара, которые мы представим в виде таблицы:

Вид нарушения речиХарактеристика видаМоторная афазия

Сенсорная афазия

Смысловая афазия

Тотальная афазия

Состояние представляет собой патологию, при которой у пострадавшего сохраняется способность к пониманию чужой речи, но возникают реальные трудности с произношением звуков или же слов. К сожалению, самые тяжелые формы моторной афазии могут характеризоваться даже полным отсутствием речи, а также крайне сложным ее восстановлением либо не полным восстановлением
Такое патологическое состояние, для которого характерны явные нарушения в понимании чужой речи при полном сохранении слуха либо способностей к обычному самостоятельному разговору. Такие пациенты часто могут выражать свои мысли невероятно многословно, при том, что речь этих больных оказывается насыщенной бессмысленностями
Данное состояние после инсульта чаще встречается одновременно с амнестическими проблемами, когда больные попросту забывают значение слов, качества отдельных предметов и пр
Патология, которая может быть охарактеризована полным отсутствием как физиологически нормального звукопроизношения, так и всякого понимания происходящего

Как логопед может помочь пострадавшим с афазией?

Сразу следует заметить, что по мнению профессиональных специалистов (врач логопед), первые полгода (ну или максимум один год) после развития афазии, связанной с состоянием инсульта могут считаться наиболее плодотворными в смысле восстановления речи. Но, это вовсе не означает, что в этот период речь восстанавливается самостоятельно, как правило, для восстановления речи пациентам приходится прилагать существенные усилия. Речь идет, прежде всего:

  • Занятия с логопедомО необходимости проводить регулярные логопедические занятия, когда врач-логопед подбирает строго индивидуальный комплекс упражнений, позволяющий быстрее восстановить утраченные навыки.
  • О необходимости самостоятельного выполнения упражнений, которые пациенту подберет логопед.
  • О необходимости выяснения у невролога и четкого понимания того, какая именно форма афазии возникла в конкретном случае. Хотя, медики считают, что окончательную форму афазии способен определить только опытный логопед после осмотра и общения с пострадавшим пациентом.

Чтобы восстановление речи прошло максимально быстро желательно, чтобы на первых порах логопед занимался со своим пациентом в присутствии родственников (людей ухаживающих за пострадавшим), поскольку это позволяет родственникам запомнить необходимые логопедические занятия (упражнения) и, затем, организовать их выполнение уже вернувшись в свой дом.

При некотором снижении степени тяжести проявлений афазии, при появлении положительной динамики, можно существенно снижать частоту общения со специалистом.

К примеру, логопед может вызываться на дом к пострадавшему от инсульт-патологии, раз в две недели для контроля состояния и возможной коррекции выполняемых упражнений, но при этом логопедические занятия, несомненно, должны выполняться ежедневно.

Чтобы суметь максимально быстро восстановить утраченную при инсульт-патологии речевую функцию совершенно недостаточно обеспечить больному лишь занятия со специалистом, когда логопед регулярно приходит в дом пострадавшего.

  Оказывается, восстановить желаемую речевую функцию можно лишь с одновременной (обязательно адекватной и строго контролируемой) медикаментозной поддержкой, обуславливающей применение лекарственных средств, способствующих улучшению кровоснабжения пораженных отделов мозга.

Кроме того, занятия с логопедом должны совмещаться с техниками специализированного массажа шейного отдела позвоночника, с мощной физиотерапией и электростимуляцией.

Конкретные упражнения, которые используют специалисты для возвращения речи

Поскольку вопросы относительно того, как восстановить речевую функцию у пострадавших от инсульта имеют достаточно специфические ответы, (когда ответ зависит от степени тяжести конкретного пациента, формы и обширности его недуга), мы посчитали возможным привести далее лишь обобщенные рекомендации относительно конкретных логопедических упражнений, которые могут подойти абсолютно всем.

Если рассматривать описываемую проблему детально, можно выделить целый комплекс логопедических упражнений, выполнение которых заключается в многократном (практически доводимом до автоматизма) произношении с пациентом простейших звуков либо звуков.

Читайте также:  Глицин и алкоголь - совместимость с алкоголем, при похмелье, при алкоголизме, после запоя

Реабилитация в данном случае, должна вестись от наиболее легких задач, постепенно передвигаясь, к более трудным.

К примеру, в начале речевая реабилитация должна заключаться лишь в первичном растормаживании речевой функции на основе ранее сложившихся речевых стереотипов.

Ведь весь процесс восстановления должен проходить таким образом, чтобы это не стесняло самого пострадавшего от инсульт-патологии и не затрудняло, тем самым, его восстановление.

Мы рекомендуем!

Для профилактики и восстановление после ИНСУЛЬТА наши читатели успешно используют метод от ЕЛЕНЫ МАЛЫШЕВОЙ. Внимательно изучив этот метод мы решили предложить его и Вашему вниманию.

Читать подробнее…

Упражнения для возвращения общения

И еще один важным момент, желательно чтобы тренировки с логопедом, приглашенным на дом, осуществлялись с применением тех или иных элементов музыкотерапии, поскольку именно эта методика обычно дает наиболее стойкие позитивные результаты у самых ранимых больных, перенесших инсульт. К примеру, если пациенту затруднительно закончить некое предложение, начатое врачом, можно предложить такому больному прослушать его либо просто спеть (первично промычать) любимые песни.

Среди подходящих абсолютно всем больным, перенесшим любую форму инсульт-патологии, назначают комплекс универсальных логопедических упражнений, которые стандартно рекомендуется выполнять не менее, чем по десять раз, принято называть следующие:

  • Упражнение «Лошадка», когда пострадавшему от инсульт-патологии предлагается активно цокать языком, изображая цоканье копыт лошади.
  • Упражнение «Змеиное жало», когда больной должен стараться до предела высунуть язык, произнося шипящие звуки.
  • Упражнение «Забор», когда пациенту предлагается показать передние зубы, как бы немного оскаливаясь.
  • Упражнения «Широкая улыбка и смех» – считается заданием, не требующим пояснений и прекрасно поднимающим настроение.
  • Упражнение «Трубочка», когда больной должен постараться свернуть кончик своего языка в трубочку и даже немного подуть в нее.
  • Упражнение «Поцелуй», когда занимающемуся рекомендуется стараться чмокать максимально громко, насколько это получается.

Несомненно, это далеко не все упражнения, которые больному сможет назначить специалист и подобные занятия могут быть существенно расширены в зависимости от состояния конкретного пострадавшего. В любом случае, подобные универсальные упражнения можно выполнять как можно больше в течение дня и чередовать практически в любой из последовательностей.

Источник: http://ProInsultMozga.ru/sposoby-lecheniya/vosstanovlenie-rechi-posle-krovoizliyaniya-v-mozg.html

Методы восстановления речи после инсульта

Речевые дефекты после инсульта связаны с нарушением движения мышц, которые участвуют в произнесении слов (дизартрия) и повреждением речевых центров коры головного мозга (афазия).

Для восстановления нужны занятия с логопедом, определенных успехов можно достичь и в домашних условиях.

Речевая реабилитация включает упражнения на разработку мимической мускулатуры, специальные приемы побуждения к общению, игровые методики, пение и скороговорки.

Если инсульт правой стороны, есть ли шансы восстановить память

Правосторонний паралич конечностей возникает при расположении очага кровоизлияния или ишемии в левом полушарии головного мозга. При этом у пациентов нарушаются функции, за которые отвечает эта область:

  • речь,
  • логическое мышление,
  • установление причинно-следственной связи,
  • математические способности,
  • возможность писать и читать.

Утрата памяти сопровождает различные формы острых нарушений мозгового кровообращения. Есть закономерность такого нарушения – вначале забываются текущие события, затем ближайшее прошлое, а давно минувшее сохраняется наиболее продолжительный период времени. Восстановление происходит в обратном порядке. При этом утраченные отрезки времени больной может заполнить вымышленными.

Возможности реабилитации потерянных способностей зависят от степени повреждения головного мозга, возраста, наличия болезней сосудов, сопутствующей патологии. Полное восстановление происходит в таких случаях:

  • сравнительно молодой пациент без хронических заболеваний;
  • небольшая зона разрушения мозга;
  • ранняя диагностика и госпитализация;
  • полный комплекс медикаментозного лечения;
  • помощь логопеда;
  • психотерапевтические занятия.

Рекомендуем прочитать о восстановлении после ишемического инсульта. Вы узнаете о том, возможно ли полное восстановление после ишемического инсульта, а также о курсе и сроках восстановления.

А здесь подробнее о медикаментозном лечении инсульта.

Как может нарушиться речь

К окончанию острого периода инсульта у 35% пациентов остается речевой дефект в виде афазии. Она бывает в нескольких формах, так как за речь отвечают разные зоны головного мозга:

Зоны головного мозга Краткое описание афазии
Нижние отделы лобной извилины, центр Брока невозможно переключаться с произношения одного звука на другой, больной общается звуками, но может писать и читать;
Височная области не понимают обращенную речь;
Средняя височная извилина не воспринимают смысла слов на слух и не могут назвать изображенные предметы на картинках;
Теменная зона не помнят названий предметов или действий, не могут построить сложную речевую конструкцию;
Лобные доли неспособны сформулировать и произнести предложение, нарушена коммуникация с окружающими.

Если повреждены сенсорные (воспринимающие) и моторные (двигательные) речевые зоны, то развивается смешанная форма – тотальная афазия, при которой больной не может говорить и не понимает речь.

При повреждении мозжечка, ствола, корковой и подкорковой зоны может возникать и дизартрия. Она связана с тем, что мышцы, участвующие в произношении слов, ослабевают. При этом пациент хорошо слышит, видит и полностью осознает смысл сказанного, но не может разговаривать. Это нарушение характеризуется более благоприятным течением.

Речевые дефекты необязательно выражаются в полном или частичном отсутствии речи. При повреждении коры головного мозга пациент может становиться многословным, но путает значение слов, заменяет их похожими по звучанию или теряет способность запомнить имя, название предмета или действия. Таких людей невозможно понять, несмотря на то, что они нормально произносят слова.

Смотрите на видео о нарушении речи (афазии) после инсульта:

Какова вероятность восстановления у молодых

Для возобновления речи обычно требуется достаточно длительный период, так как нужно не только научить человека правильно выговаривать звуки и слова, но и полноценно общаться с окружающими. Чем раньше начато восстановление речевой функции, тем больше шансов на успех.

В молодом возрасте процесс реабилитации протекает гораздо быстрее, это связано с тем, что обычно повреждается одна зона головного мозга, а также чаще встречается геморрагическая форма инсульта. При этой разновидности болезни реже затрагивается кора больших полушарий, не страдает восприятие и понимание речи, интеллектуальные способности.

Доказано, что если начать занятия с логопедом в первые три месяца, заниматься не менее 3 часов в неделю, то у большинства пациентов молодого и среднего возраста удается добиться полного восстановления речи или существенно прогресса.

Как правило, для этого потребуется 4 — 5 месяцев. При обширном инсульте улучшение этой функции продолжается на протяжении года, известны случаи полной реабилитации и в более поздний срок.

Работа логопеда по восстановлению речи

Начало занятий проходит при пассивном участии больного. В остром периоде логопед определяет:

  • возможность контакта,
  • речевые возможности,
  • сохранность интеллекта,
  • эмоциональный фон.

Первые сеансы носят преимущественно психотерапевтический характер и проводятся для внушения пациенту веры в выздоровление. Конкретная форма утраты речи становится понятной к 20 — 25 дню от начала инсульта. С этого момента и до шестого месяца проходит самая продуктивная работа над восстановлением. Она включает:

  • побуждение к восприятию речи на слух;
  • заучивание текстов, пословиц, песен;
  • образцы построения предложений;
  • чтение фраз и стихов;
  • изучение употребления глаголов;
  • методики восстановления чтения и письма.

Занятия с логопедом

В более позднем периоде проводится работа на различение смысла похожих по звучанию слов, наработка словарного запаса, восстановление грамотности, речевой памяти, написания текстов.

Преимуществом занятий с логопедом является правильная методика, которая позволяет задействовать различные функции головного мозга, при невозможности полной реабилитации он помогает компенсировать нарушение речи для эффективного общения.

Кроме этого, большое влияние на больного оказывает эмоциональный фон. Неспециалисту и близкому человеку трудно сохранять полную нейтральность и не показывать разочарования или нетерпения. Занятия продолжаются от 15 до 40 минут не менее 2 раз в неделю на протяжении 2 — 3 месяцев, затем можно остановить процесс на 1 — 2 месяца, после чего возобновить вновь.

Практические упражнения в домашних условиях для речи, памяти

Если нет возможности заниматься с логопедом, то занятия можно проводить дома самостоятельно. Они менее эффективны, но при определенной настойчивости помогают добиться прогресса. Предварительно нужно, чтобы логопед провел осмотр больного и рекомендовал нужные упражнения.

Упражнения для восстановления речи

Они могут заключаться в подборе части слова, складывании кубиков или карточек со слогами, разучивании слов, а затем текстов, назывании изображенных предметов или описании действий по картинке. Помимо этого, всем пациентам показана тренировка произношения. Каждое из упражнений повторяют от 7 до 10 раз:

  • вытягивать губы в трубочку;
  • захватить нижней губой верхней;
  • открыть рот и максимально высунуть язык, пытаться достать им подбородок;
  • облизывать губы языком по кругу (снаружи и внутри ротовой полости);
  • завернуть язык к мягкому небу;
  • широко улыбнуться.

Для тренировки памяти хорошо подходит разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок, игра в шашки и шахматы, разгадывание кроссвордов, прослушивание аудиокниг или чтение.

Смотрите на видео о  книгах и пособиях для восстановления речи:

Как помогут скороговорки

Для лечения больных с дизартрией, наряду с гимнастикой и миостимуляцией, показаны упражнения по проговариванию скороговорок. Эти речевые формы направлены на произношение буквы или комбинации, они помогают ликвидировать нарушения артикуляции. Правильно выбрать нужный вид поговорок может только логопед или нейрофизиолог.

Для самостоятельных тренировок нужно каждый день менять букву, которая чаще всего встречается в словосочетании. Некоторым больным скороговорки легче вначале распевать.

Лекарственные препараты в помощь больному

Для стимуляции обменных процессов в головном мозге, восстановления утраченных нейрональных связей используется группа препаратов, названная ноотропами. Ее прямое назначение – улучшение способности к запоминанию. Медикаменты с таким эффектом способны:

  • усиливать концентрацию внимания;
  • повышать осознанность действий;
  • уменьшать проявления речевых расстройств;
  • восстанавливать память;
  • улучшать переносимость умственных нагрузок;
  • облегчать процесс обучения.

К наиболее эффективным лекарственным средствам относятся: Энцефабол, Луцетам, Цераксон, Фенотропил, Олатропил, Когнифен, Церебролизин, Кавинтон. Также в комплексной терапии используют препараты и биодобавки на основе гинкго билоба – Танакан, Билобил.

Помимо ноотропных средств, для улучшения мозгового кровообращения применяют антиагреганты (Аспирин, Курантил), сосудорасширяющие (Трентал, Оксибрал, Энелбин), антиоксиданты (Армадин, Цитохром).

Рекомендуем прочитать об инсульте у молодых. Вы узнаете о том, почему происходит инсульт у молодых, видах инсультов в молодом возрасте, симптомах у женщин и мужчин, а также о диагностике и лечении инсульта.

А здесь подробнее об ишемическом инсульте у пожилых.

После инсульта восстановление речи и памяти требует более длительного периода времени по сравнению с двигательной функцией. В молодом возрасте шансы на полную реабилитацию выше. Максимального эффекта можно добиться при занятиях с логопедом. Если такой возможности нет, то после консультации специалиста упражнения проводит родственник больного.

Пациентам показана гимнастика мускулатуры, участвующей в произнесении слов, а также различные приемы (стихи, песни, скороговорки), устраняющие речевые дефекты.

Источник: http://CardioBook.ru/vosstanovleniya-rechi-posle-insulta/

Восстановление речи после инсульта: упражнения в домашних условиях, занятия с логопедом

Нарушение речи (в медицине это состояние обозначают термином «афазия») является одним из самых тяжелых и частых последствий, развивающихся после приступа геморрагического или ишемического инсульта.

Его возникновение связано с поражением тканей мозга, отвечающих за работу речевого центра. В зависимости от локализации очага поражения афазию классифицируют на несколько видов, каждый из которых проявляется по-своему.

Восстановление речи после инсульта возможно, если своевременно приступить к лечению и следовать рекомендациям специалистов.

Нарушения речи после инсульта: почему это происходит?

Потеря речи, возникшая после приступа ишемии или кровоизлияния, свидетельствует о поражении речевого центра, расположенного в левом полушарии. В некоторых случаях расстройство речи возникает при повреждении мозжечка и других участков мозга, расположенных в районе темени, височной и лобной доли.

В зависимости от типа речевого расстройства и затронутых инсультом мозговых центров различают типы афазии:

  • тотальная – возникает непосредственно после приступа, при этом нарушены все функции речи и восприятия сказанного;
  • моторная – речь отсутствует полностью из-за поражения зоны Брока;
  • сенсорная – пациент не понимает обращенную к нему речь из-за нарушения работы центра, отвечающего за восприятие устной речи;
  • амнестическая – спонтанная речь присутствует, однако больной не помнить название предметов, путает буквы в словах;
  • динамическая – из-за поражения тканей мозга, расположенных в задней части лобных долей, пациент не может сформулировать в уме суть высказывания и выразить ее в устной речи.

В зависимости от того, какой мозговой центр поражен, и какой тип афазии диагностирован после инсульта, для пациента составляется программа по восстановлению речи.

Как восстановить речь после инсульта

Восстановление речи после инсульта – длительный и трудоемкий процесс, требующий усилий не только от медицинского персонала, но и непосредственно от пациента и его ближайшего окружения.

Читайте также:  Болит голова при насморке: головная боль и насморк без температуры, что делать

В большинстве случаев при сенсорном нарушении речи восстановительный процесс проходит медленно и плавно, при моторной афазии – спонтанными всплесками.

Например, пациент может не проявлять результаты в восстановлении речи несколько месяцев, после чего показать неожиданный результат и проговаривать целые предложения.

Наилучший результат в восстановлении речи после инсульта достигается в первый год реабилитации. В последующие 3-4 года сохранившиеся дефекты речи слабо поддаются коррекции. Нарушения, оставшиеся по прошествии этого времени, в дальнейшем устранению не поддаются и остаются пожизненно.

Реабилитационный период по восстановлению речи после инсульта проходит в несколько этапов, состоящих из комплекса следующих мероприятий:

  • медикаментозное лечение для скорейшего восстановления обменных процессов между поврежденными нейронами мозга;
  • работа с логопедом для разработки мышц, отвечающих за произношение;
  • работа с психологом для преодоления психологического барьера, связанного с ощущением собственной несостоятельности и неполноценности;
  • самостоятельные упражнения, регулярно выполняемые в домашних условиях;
  • лечение нетрадиционными методиками – рефлексотерапией, иглоукалыванием и пр.
  • соблюдение диеты и режима дня.

В процессе восстановления речи пациенту и окружающим его родственникам следует придерживаться следующих принципов и правил:

  • каждое действие согласовывать с доктором;
  • исключить общение пациента с депрессивными людьми;
  • ограничить воздействие раздражающих факторов – громких звуков, многолюдных мест;
  • для обеспечения эмоционального покоя во время занятий включать легкую музыку;
  • не акцентировать внимание больного на его временной ограниченности.

Предельно важно знать меру при выполнении реабилитационных мероприятий. Усугубить состояние пациента может как чрезмерная нагрузка, так и несоблюдение рекомендованных мероприятий.

Работа с логопедом

К занятиям с логопедом следует приступать сразу после того, как пациент пришел в сознание и у него диагностирован тип и степень тяжести речевого расстройства. Основным результатом, на который нацеливается специалист во время работы, является максимальное восстановление речевых навыков, имеющихся у пациента до кровоизлияния или ишемической атаки.

При первом знакомстве логопед оценивает степень заторможенности речевых функций, а также проверяет реакцию больного на звуковые раздражители – шепот, голос. После этого специалистом разрабатывается индивидуальная программа по восстановлению речи, в основу которой заложены следующие базовые принципы:

  • Продолжительность сеансов на начальном этапе до 15-ти минут и дальнейшее постепенное их продление до получаса.
  • Промежутки между сеансами определяются исключительно логопедом с учетом состояния пациента.
  • Задания больному выдаются по принципу от легкого к сложному с учетом типа речевого нарушения.
  • Рабочие материалы подбираются с учетом интересов и значимых для пациента тем.
  • Использование музыкотерапии, если пациенту сложно выговаривать слова и заканчивать предложение. В таких случаях пропевание слов из любимых песен способствует поднятию настроения, расслаблению мышц, отвечающих за речевой аппарат, и улучшению четкости произношения.
  • Применение наглядных материалов при диагностированной у пациента сенсорной афазии. Больному демонстрируется изображение, которое нужно описать или обозначить название предметов. Если состояние пациента позволяет, то он может срисовать картинку или написать ее название.

Не рекомендуется на начальных этапах восстановительного процесса использовать в работе с логопедом следующие методики:

  • усвоение отдельно взятых из контекста и лишенных смысловой нагрузки слов и звуков;
  • постановка чрезмерно легких или несоизмеримо сложных заданий для достижения скорейшего результата.

Во время занятия с логопедом в комнате не должно быть отвлекающих звуков телевизора или радио. Все действия специалиста во время сеанса должны сопровождаться комментариями, произносимыми спокойным и тихим голосом.

Процесс восстановления речи включает в себя не только занятия с логопедом, но и регулярное выполнение лечебной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата в домашних условиях. Комплекс упражнений, периодичность их выполнения и степень нагрузки определяет лечащий врач. Для тренировки мышц, отвечающих за произношение и дикцию, он может назначить следующие упражнения и приемы:

  • облизывание губ языком круговыми движениями в разные стороны – повторить 2-3 раза;
  • поочередное облизывание сначала верхней, а затем и нижней губы – повторить манипуляции с каждой губой до 10-ти раз;
  • одновременно вытянуть шею вперед и высунуть язык, задержаться на 2-3 секунды и возвратиться в исходное положение на это же время – повторить 7-10 раз;
  • губы свернуть трубочкой, вытянуть их как-будто для поцелуя, задержаться на 5-7 секунд и расслабиться – повторить 7-10 раз;
  • верхней губой захватить нижнюю, в течение 3-5 секунд максимально подтягивать ее вниз, после чего расслабить мышцы – повторить до 10 раз;
  • нижней губой выполнить аналогичное упражнение до 10 раз по отношению к верхней;
  • высунутым языком попытаться максимально дотянуться сначала к кончику носа, а затем к подбородку;
  • высунуть скрученный в трубочку язык изо рта и засунуть его обратно – повторить 5-7 раз;
  • не размыкая губ, поочередно касаться языком твердого (расположено ближе к зубам), а затем мягкого (расположено ближе к гортани) нёба;
  • при сомкнутых губах разомкнуть зубы, после чего сделать круговое движение языком между ними сначала в одну сторону, затем – в другую;
  • издавать шипящие звуки, максимально при этом высунув язык изо рта;
  • издавать «цокающие» звуки, щелкая языком по нёбу;
  • громко «чмокать», выполняя губами воздушный поцелуй;
  • улыбнуться, максимально разомкнув губы и оскалив зубы, после чего повторить упражнение, оставляя губы сомкнутыми.

Также эффективному восстановлению речи после инсульта способствует проговаривание скороговорок и пение. Немаловажным является моральная поддержка и позитивный настрой окружающих, внушение веры в успех и скорейшее выздоровление.

Дополнительные методы восстановления речи

Дополнительно для преодоления речевых расстройств пациенту назначают ряд следующих методик:

  • прием лекарственных препаратов для улучшения кровоснабжения мозга и восстановления взаимосвязи между нервными тканями – ноотропы, альфа- и бета-блокаторы, транквилизаторы;
  • физиотерапевтические процедуры и нетрадиционные методики для снятия тонуса артикуляционных мышц – электростимуляция, магнитотерапия, иглоукалывание;
  • нейрохирургическая операция для улучшения кровотока к зоне речевого аппарата – выполняется крайне редко;
  • лечение стволовыми клетками для восстановления целостности нервных тканей, поврежденных при инсульте.

Для эффективного восстановления речи доктором подбирается индивидуальная методика для каждого пациента, при этом учитывается степень поражения нервных клеток, отвечающих за речевую функцию.

Источник: http://progolovy.ru/zabolevaniya/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta

Лечение у логопеда после инсульта: комплекс упражнений

Логопед после инсульта помогает пациенту справиться с нарушениями речи, возникшими как последствие инсульта. Такое нарушение называется афазией, и она бывает нескольких видов: тотальная (человек совсем не может разговаривать), моторная (пациент издает только отдельные несвязные звуки), сенсорная (больной не понимает, что ему говорят) и прочие.

Формы расстройства речи после инсульта: классификация афазии

После инсульта у пациентов возникают системные речевые расстройства.

Наиболее частые из них – дисфония (сложный патологический процесс, в ходе которого наблюдается нарушение голоса), дизартрия (дисфункция речевого аппарата, которая возникает из-за поражения нервной системы).

После приступа у человека могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сложности произношения звуков, искажение фраз и слов, нечеткость речи.

Афазия при инсульте бывает нескольких видов:

  1. Тотальная – человек не может говорить и не понимает слов других людей.
  2. Моторная – пациент понимает фразы окружающих людей, но ответить полноценными предложениями не может. Он произносит отдельные звуки, но сложить их в единое целое не получается.
  3. Амнестическая – больному не удается называть предметы, он забывает нужные ему слова.
  4. Семантическая – невозможность человека воспринимать сложные речевые конструкции, простые словосочетания он понимает довольно легко.
  5. Сенсорная – у пациента сохраняется слух, голос, но он не воспринимает слова, которые говорят ему близкие и родные.

Для диагностики речевого расстройства следует обратиться к логопеду и пройти специальные исследования. Занятия со специалистом рекомендуется начинать в ходе лечения заболевания.

Логопедическая работа после инсульта очень важна, но занятия не должны нагружать больного (длительность одного урока примерно составляет от 5 до 10 минут). Максимальное время занятия не должно превышать 30 минут.

Занятия с врачом-логопедом, помогающие быстрому восстановлению речи после инсульта

Многих людей интересует вопрос: «Логопед-афазиолог – кто это, чем занимается этот специалист и насколько эффективны его методы терапии?». В медицинской практике этот специалист проводит логопедические занятия, которые позволяют восстановить речь взрослым после тяжелого нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекционных болезней, доброкачественных или злокачественных новообразований.

Эффективность лечения зависит от четырех основных факторов:

  • оперативности начатого лечения: чем быстрее будет проведена полноценная комплексная терапия, тем меньше времени понадобится на реабилитацию;
  • пораженного центра речи;
  • вида афазии;
  • обширности зоны некроза некоторых зон головного мозга (если затронуты нервные клетки, которые отвечают за функцию речи, возникнет тяжелая форма афазии).

Восстановление речи при афазии может занять от 2-3 дней до 1-3 лет. Если пациент будет прикладывать много усилий, есть большая вероятность восстановления речи. Бороться с недугом поможет невропатолог, логопед-афазиолог, реабилитолог.

Логоритмические занятия – это игры, которые позволяют повторно развить моторику и произношение. К восстановительным техникам относятся игровые, двигательные и музыкальные игры. Задания выдаются специалистом на карточках, они соответствуют возрасту и уровню развития пациента.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией считаются эффективными и применяются многими отечественными и иностранными медиками. Заниматься с игровыми карточками нужно каждый день, чтобы задействовать память и приблизить полное выздоровление.

Составление логопедической программы

Самым важным периодом для коррекции речевого аппарата после приступа являются первые 6-12 месяцев.

В начале урока логопед проводит речевое растормаживание. Он находит эмоциональную составляющую, которая заставляет больного самостоятельно выходить на диалог, если пациент реагирует на речь врача. Логопедический материал для занятий подбирается по результатам проведенных тестов.

Не стоит менять медика в процессе восстановительной работы, если он справляется со своей задачей, поскольку он за время занятий сможет узнать ближе человека, найти индивидуальный подход. С каждым уроком нужно увеличивать нагрузку.

Специалист составляет план занятий, которые не будут сильно нагружать больного.

Обязательным является выполнение специальных упражнений (прочтение скороговорок, рисование, проведение мимического и логопедического массажа). Занятия с логопедом для людей после инсульта могут проводиться на дому.

Коррекция проводится совместно с употреблением лекарственных средств, физиотерапией и другими манипуляциями, которые назначил доктор.

Занятия с логопедом после перенесенного приступа очень эффективные, особенно если применяются элементы музыкотерапии. Коррекционные методики основаны на выполнении больным несложных упражнений, которые помогают ему скорее восстановить речевую функцию.

Особенности работы родственников больного с логопедом-афазиологом

Очень часто логопеды советуют родным присутствовать на уроках, чтобы потом они могли заниматься с больным дома. Родственникам больного необходимо знать, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях.

А присутствие на занятии позволит освоить технику выполнения упражнений и правильно их повторять. Добиться хорошего результата можно лишь при тщательной и регулярной ежедневной работе.

Немаловажной является психологическая поддержка.

Рекомендации родным, которые чаще всего дают логопеды:

  • стоит постоянно разговаривать с больным, таким образом он будет чувствовать себя нужным и не отстраненным от общества;
  • не нужно показывать свое недовольство, если результаты восстановления речи незначительны или если человек неверно выполняет задания;
  • следует излучать оптимизм (человек почувствует позитивный настрой и будет стараться еще больше);
  • заниматься следует не более получаса в день.

Если члены семьи будут следовать этим правилам, человек, перенесший инсульт, сможет быстрее выздороветь.

Лучшие упражнения для восстановления речи после инсульта

Упражнения для восстановления речевого аппарата выполняются в кабинете доктора или дома. Они направлены на разработку артикуляционных мышц и нервных окончаний.

В начале реабилитации упражнения выполняются один раз в день, затем через каждые три дня их количество увеличивается. Максимальное количество повторений одного упражнения – семь раз.

Упражнения после инсульта для восстановления речи делаются не более 3 раз в сутки.

Очередность выполнения:

1. Вытягиваем губы трубочкой и в таком положении «застываем» на протяжении 5 секунд.

2. Вытягиваем шею вперед и высовываем язык. Манипуляция занимает 3-5 секунд.

3. Вытягиваем язык и касаемся правого, затем левого уголка губ.

4. Сильно надуваем щеки, ждем 5-10 секунд.

Логопедические упражнения в домашних условиях после инсульта – это действенный способ восстановления речи. Медики также рекомендуют при невнятной речи делать массаж языка обычной зубной щеткой (манипуляция расслабляет орган).

Суть логопедического массажа после инсульта

Целью логопедического массажа является увеличение подвижности органов артикуляции, уменьшение слюнотечения, стимулирование речевой зоны коры головного мозга, значительное увеличение амплитуды и объема движений языка, разработка мышц лица, нормализация тонуса мышц.

Разновидности массажей после инсульта:

  • пальцевый;
  • зондовый;
  • с помощью зубной щетки.

Длительность манипуляции варьируется от 15 до 20 минут. Максимальный курс терапии – 20 дней, затем следует сделать перерыв – 1,5-3 месяца. Для массирования, человеку нужно лечь, сесть или находиться в полулежачем положении. Желательно ходить на процедуру к логопеду, который владеет техникой выполнения массажа.

Читайте также:  Винпоцетин детям – детская дозировка, противопоказания, побочные эффекты

Противопоказана манипуляция при судорогах, повышенной температуре, воспалениях, диатезе, аллергиях, стоматите, увеличении лимфоузлов, психических расстройствах, усталости, конъюнктивите.

Вывод

Чем быстрее будет начата реабилитация, тем скорее человек сможет нормально разговаривать со своими близкими и родными. Помимо упражнений и медикаментозного лечения специалисты с медицинским образованием могут прибегать к другим методам терапии (оперативному вмешательству, физиотерапии, иглорефлексотерапии, функциональному биоуправлению).

Видеоурок по афазии. Когда начинать занятия: Видео

Урок 12. Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсультКак быстрее вернуть речь после инсультаИнсульт. Восстановление речи после инсульта. Логопед после инсульта.Логопед Афазиолог после инсульта и ЧМТ

Источник: https://reabilitilog.ru/metody/rechevaja-terapija/logoped-posle-insulta.html

Упражнения при моторной афазии после инсульта – Последствия инсульта

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях — медикаментозное и логопедическое лечение

Нарушение процесса кровоснабжения головного мозга влечет за собой неприятные последствия для человека. Одним из распространенных осложнений инсульта являются проблемы с речью или пониманием того, что говорят другие люди. Работа с логопедом, специальные упражнения и медикаментозная терапия помогают постепенно вернуть способность полноценно общаться.

Нарушение речи при инсульте

У людей, перенесших инсульт, часто развивается нарушение речевой функции. Патологическое состояние медики называют афазией. Этим термином обозначают приобретенное нарушение или отсутствие речи у человека, которое развивается на фоне инсульта ишемического или геморрагического. При этом большое значение имеет локализация поражения отделов мозга.

На интеллекте человека афазия никак не сказывается. Близким важно это осознавать. Если относиться к человеку с нарушением речи после инсульта, как к слабоумному, у него разовьется депрессия. Состояние связано только с речевым аппаратом.

Потеря навыка становится серьезным препятствием для возвращения к нормальной жизни и общения с другими людьми.

Успешное восстановление речи после ишемического инсульта возможно только при соблюдении всех рекомендаций врачей и моральной поддержке пациента близкими.

Причины

Чтобы понять, как бороться с патологическим состоянием, важно понять причину его появления. Потеря способности говорить на фоне ишемического или геморрагического инсульта возникает из-за поражения речевого центра в коре головного мозга.

Располагается он в левом полушарии у правшей или в правом у левшей. Существуют также патологии, при которых повреждается лобно-височная доля, мозжечок и другие отделы головного мозга.

Часто больные после инсульта не могут разговаривать, писать, читать, воспринимать обращенную к ним речь (при сенсорной афазии).

Если поражена теменная или лобная доля, то у пациента развивается моторная афазия. Для этого типа нарушения характерно рассогласование речевых двигательных команд головного мозга. Человек воспринимает чужую речь, при этом сам молчит или изъясняется односложными предложениями.

Длинные фразы и развернутые ответы в этом случае пациенту непосильны, а при моторной афазии возбновление речевых навыков происходит сложно. У больного развивается паралич глотки, губ, гортани, языка, голос становится глухим.

Человек не может быстро говорить, невнятно произносит согласные.

Виды нарушений

Прежде чем начать восстановление речи у пациента, который перенес инсульт, важно определить тип нарушения. Патология проявляется не только в виде афазии, но и в виде таких явлений, как дизартрия, диспраксия.

У некоторых больных развивается сразу несколько типов расстройств речевой функции. Самой распространенной формой является афазия. Для нее характерна потеря способности к чтению, письму, пониманию речи других людей.

Состояние никак не сказывается на интеллекте больного.

Афазия делится на несколько видов. Основные представлены ниже:

  1. Сенсорная (рецептивная, акустико-гностическая, беглая афазия с поражением речевого центра Вернике). При этом типе патологии у человека после инсульта возникают проблемы с пониманием чужой речи.
  2. Моторная (эфферентная, экспрессивная, афферентная) При этом поражается речевой центр Брока. Для этого типа нарушения характерна невозможность произнести ни звука, притом что пациент распознает и понимает чужую речь.
  3. Семантическая (смысловая). Для этого типа патологического состояния характерно нарушение понимания смысла фраз, которые соединяются с помощью предлогов, союзов. Больной хорошо говорит, но не видит разницы между словосочетаниями: «брат матери» и «мать брата». Кроме того, пациент может различать на картинках ключ и карандаш, но не выполнить задания: «показать карандашом ключ».
  4. Амнестическая. При этой форме патологии больной забывает названия предметов. Вместо этого он описывает, для чего нужна та или иная вещь (ложкой едят, карандашом рисуют и прочее).
  5. Тотальная (смешанная афазия). Этот тип сочетает несколько форм, поэтому человек при такой патологии теряет возможность общаться с окружающими.

Кроме классификации патологических состояний, стоит знать признаки каждого вида. При глобальной афазии больной не воспринимает чужую речь, не может формировать предложения, впадает в депрессию. При сенсорной отмечаются следующие признаки:

  • неспособность понимать окружающих, будто они говорят на другом языке;
  • неспособность понимать смысл произнесенных собеседником предложений;
  • неспособность понимать мысли и слова собеседника, воспринимать посторонние звуки, когда говорить с ним начинают несколько людей;
  • возможность читать, понимать короткие заголовки на фоне неспособности воспринимать остальные тексты;
  • возможность писать, но невозможность понимать самостоятельно написанный текст.

Моторная афазия отличается тем, что возобновление речевых функций при этом типе патологии происходит сложнее. Признаками нарушения является следующее:

  • неспособность издавать любые звуки, произносить слова;
  • пропуск ключевых слов, неспособность построить простое предложение;
  • произношение слов и звуков через большие временные интервалы;
  • проблемы с семантикой (больной произносит «да», когда имел в виду «нет» и наоборот, путает слова);
  • способность описать предметы, но неспособность назвать их;
  • повторение некоторых звуков или букв.

Диспраксия – это состояние, при котором нарушается движение и координация мышц человека, участвующих в произношении звуков. Из-за неправильной работы речевого аппарата больной не может нормально разговаривать.

От паралича лицевых мышц эта патология отличается отсутствием парезов. Речевой аппарат при диспраксии может совершать движения, но неправильно.

Больные с таким нарушением часто не могут четко проговорить слово, повторяют фразы, чтобы исправить произношение.

Дизартрия – расстройство, которое развивается после инсульта при слабости речевых мышц. Следствием такого патологического состояния становится непонимание чужой речи или проблемы при подборе нужных слов.

У больного изменяется голос, теряется способность четко произносить звуки и слоги.

При дизартрии нарушается процесс контроля дыхания, поэтому пациент начинает говорить короткими фразами, а не развернутыми предложениями.

Как восстановить речь после инсульта

Пациентам с таким нарушением назначается комплексное лечение. Важно отметить, что восстановление речи после инсульта требует много времени, терпения и сил. Успех лечения зависит не только от терапевтических мер, но и от степени участия самого больного. Для устранения афазии и других подобных нарушений речи используются следующие методы:

  • прием лекарственных препаратов;
  • работа с логопедом;
  • лечение стволовыми клетками;
  • работа с психологом;
  • выполнение упражнений в домашних условиях.

Медикаментозное лечение

Важным пунктом возобновления способности нормально разговаривать после инсульта является медикаментозная терапия. Больным с нарушениями речи назначаются нейропротекторы.

Основу таких лекарств составляют антиоксиданты и ноотропные средства, которые применяются с целью защиты нейронов головного мозга больного от новых повреждений и восстановления угнетенных клеток. Препараты помогают ускорить процесс выздоровления пациента и улучшить его состояние.

При афазии и прочих речевых нарушениях могут применяться антидепрессанты, как часть комплексной терапии.

Если вовремя провести тромболизис при ишемическом инсульте, то можно предупредить развитие афазии и избежать повреждений клеток головного мозга. Специалисты провели немало исследований и установили эффективность разных препаратов при восстановлении речи. Изучались следующие средства:

  1. Пирацетам – известный ноотроп. Лекарство в составе комплексной терапии способствует быстрому возобновлению речевых функций после инсульта.
  2. Бромокриптин – это стимулятор центральных и периферических допаминовых Д 2-рецепторов. По данным, проведенных исследований, средство не помогает восстановить способность разговаривать при лечении пациентов, перенесших инсульт.
  3. Декстран 40 – это плазмозамещающее средство. При назначении пациентам после инсульта препарат может ухудшить прогноз и результаты лечения речевых патологий.
  4. Моклобемид – препарат относится к ингибиторам МАО (моноаминоксидазы), влияет на процесс окисления мозговых нейронов ферментами, восстановлению способности разговаривать после инсульта не помогает.
  5. Донепезил – популярное средство из группы ингибиторов ацетилхолинэстеразы центрального действия. При лечении афазии препарат положительно влияет на глобальную речевую функцию.
  6. Мемантин – средство от деменции мозга. При использовании в составе комплексной терапии помогает восстановить речь пациентов, перенесших инсульт.
  7. Леводопа – известное противопаркинсоническое средство. При лечении речевых нарушений после инсульта препарат никак себя не зарекомендовал. Мнение специалистов по поводу этого лекарства противоречивы.
  8. Декстроамфетамин – психостимулирующий препарат. Лекарство часто применяют для лечения афазии. В составе комплексной терапии таблетки демонстрируют свою эффективность.
  9. Холинэргические препараты входят в группу атропина. Эффективность этих средств при восстановлении речи у больных, перенесших инсульт, недостаточно изучена.

Речевая реабилитация

После стабилизации состояния пациента, врачи советуют сразу заняться процессом восстановления навыков говорения. Чтобы реабилитация не растянулась надолго, больному назначают логопедические занятия после инсульта с квалифицированным специалистом. Речевая гимнастика корректирует общую артикуляцию, решает имеющиеся проблемы с произношением звуков, построением предложений.

До начала курса реабилитации пациент проходит полное обследование. Чтобы терапия была эффективной, выявляют тип речевого нарушения.

На первом занятии с пациентом логопед проверяет реакцию человека на слабые раздражители (шепот и прочее). Вся работа специалиста строится по принципу нарастания уровня упражнений.

Методика восстановления навыка говорения подбирается индивидуально, с учетом степени повреждения речевого аппарата.

Специалист строит свою работу на возвращении утраченной функции в несколько этапов. Пациент выполняет задания разной степени сложности:

  • работает с карточками;
  • раскладывает лото;
  • рисует;
  • произносит звуки, слоги, слова.

Компенсация недостатка словарного запаса может осуществляться с помощью жестикуляции. Даже если эффекта от занятий в течение длительного времени нет, работа с логопедом не должна прекращаться.

Важно учитывать тип афазии (динамическая, афферентная, амнестическая и прочие). У одного человека сохраняется способность называть предметы, другой может выполнять письменные задания по восстановлению речи.

Навык говорения будет быстрее восстанавливаться, если упражнения будут постоянно усложняться.

Занятия с логопедом могут занимать несколько месяцев. Эффективное восстановление речи после инсульта обеспечивает соблюдение следующих правил:

  1. Знакомство логопеда с пациентом, проверка реакции на тихий голос, шепот.
  2. Поэтапное усложнение заданий.
  3. Работа не над произношением, а над восприятием слов в контексте для усвоения общего смысла фраз.
  4. Задания усложняются постепенно.
  5. Выбор тем для занятий с учетом значимой проблемы для пациента.

Врач постоянно делает примечания, учитывает динамику и корректирует схему восстановления навыка. Начальные сеансы длятся не больше 15 минут. Промежутки между занятиями делают с учетом состояния больного.

Через 1,5-2 месяца регулярной работы на сеанс отводят уже 30 минут. Домашние занятия возможны только с участием логопеда. Специалист должен постоянно тестировать пациента и давать наставления ему и его близким.

Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях

Главная цель всей терапии – заставить клетки мозга, расположенные в пораженной области выполнять свои функции. С этой целью специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения для восстановления речи после инсульта. Больному важно постоянно слушать живую речь и общаться с близкими. Пение и скороговорки после инсульта являются эффективными способами восстановления речи.

Логопеды разработали много разных методик, способствующих возвращению речевой функции. Упражнения для восстановления способности разговаривать нужно повторять ежедневно по 5-10 раз. Эффективные варианты представлены ниже:

Использованные источники: vrachmedik.ru

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Источник: http://diversant-club.ru/posle-insulta-uprazhneniya/uprazhneniya-pri-motornoj-afazii-posle-insulta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector