Афазия моторная – что это такое, эфферентная, брока, сроки излечения моторной афазии

Афазия при инсульте логопедический материал для занятий

Инсульт, широко распространенное в наше время заболевание, является серьезным недугом, последствием которого может быть нарушение речевой функции.

Оглавление:

В этом случае играют большую роль мероприятия, направленные на восстановление речи после инсульта в домашних условиях.

Причины нарушений речи и памяти

Инсульт развивается в результате нарушений кровообращения в головном мозге. Этот орган состоит из двух полушарий. Правое полушарие отвечает за эмоциональную сферу жизни и регулирует работу органов, находящихся слева. Левое – несет ответственность за аналитическое мышление и функционирование правой части организма.

При инсульте кровяной сгусток, образовавшийся в кровеносной системе, закупоривает кровоток в мозговой артерии, в результате недостатка питания нарушается мыслительная деятельность человека, что приводит к провалам в памяти и расстройству речевой функции.

Факторы, способствующие возникновению инсульта:

  • Атеросклероз;
  • Сахарный диабет;
  • Сосудистая дистония;
  • Сердечные заболевания;
  • Гипертония;
  • Увлечение алкоголем и курением;
  • Ожирение;
  • Ведение малоподвижного образа жизни.

Очень важно вовремя распознать начало инсульта и оказать немедленную медицинскую помощь.

Симптомами возникновения заболевания являются:

  • Внезапная сильная головная боль;
  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Резкий скачок артериального давления;
  • Несогласованность движений;
  • Нарушения в мыслительном процессе, в речи и памяти.

При наступлении таких проявлений нужно сразу же уложить человека в кровать, дать ему препарат для снижения давления и вызвать бригаду скорой помощи.

Следует учесть, что, чем раньше оказать необходимое лечение, тем легче в дальнейшем будет справиться с такими последствиями инсульта, как нарушение речи и памяти.

Афазия или расстройство речевой деятельности является одной из тяжелейших проблем после перенесенного инсульта.

При афазии человек не имеет возможности выразить словесно свои мысли, нарушается коммуникативный процесс с окружающими его людьми, в итоге наступает изоляция, приводящая к депрессии.

Для восстановления речи у больных после перенесенного инсульта разработана методика, состоящая из различных видов помощи таким пациентам.

Иногда восстановление речи после инсульта удается не полностью, но даже в этом случае к больному возвращаются коммуникативные навыки, позволяющие ему не быть в изоляции и участвовать в повседневной жизни.

Для проведения мероприятий по возвращению речевой функции необходимо не только участие медицинских работников, но также и родственников больного, которые смогут заниматься с ним в домашних условиях, что поможет ускорить процесс восстановления.

Как восстановить речь после инсульта? При лечении нарушений речевой функции необходимы:

  • Логопедические занятия;
  • Лекарственные препараты;
  • Выполнение больным специального комплекса упражнений;
  • Содержание больного в хороших условиях, забота и участие со стороны родственников.

Занятия с логопедом

Источник: http://geokon-service.ru/afazija-pri-insulte-logopedicheskij-material-dlja/

Афазия брока это

Моторная афазия (афазия Брока, афферентная моторная афазия) – это состояние, при котором человек теряет способность применять слова для выражения собственных мыслей, то есть речь. Формирование речи у человека определяет левое полушарие головного мозга.

Оглавление:

Вследствие инсульта или тяжелых черепно-мозговых травм его функции могут нарушиться, и результатом становится полная либо частичная потеря речи.

Как проявляется моторная афазия?

Полная или частичная афазия – это симптом неврологического характера. Развитие афазии происходит, если лобную долю левого полушария мозга затрагивает патологический процесс. Причины такого явления – тяжелые травмы, инсульты и др.

При моторной афазии речевая деятельность больного может быть заторможенной, ненасыщенной. У человека отмечается очень плохая артикуляция, из-за чего окружающие его понимают плохо.

Тяжелая моторная афазия Брока иногда ведет к тому, что больному трудно выговаривать и сочетать звуки. Некоторые люди способны издавать только абсолютно непонятные окружающим звуки.

Восстановление речи при моторной афазии зависит от тяжести поражения и особенностей заболевания, которое спровоцировало данный симптом. Иногда для этого достаточно регулярно делать специальные упражнения.

При тяжелом течении недуга человек может произносить только непонятные звуки либо общаться исключительно с помощью слов «да» и «нет». При этом он понимает устную речь, обращенную к нему.

Больные афазией иногда демонстрируют и перемены в эмоциональном состоянии. Они могут впадать в депрессивное состояние, часто плакать, отчаиваться. Если другие формы афазии могут привести к тому, что человек не сознает собственного состояния, то при моторной афазии больной понимает, что с ним происходит. Поэтому такие больные преимущественно неохотно ведут разговоры.

Среди неврологических проявлений, которыми сопровождается моторная афазия, следует отметить проявление слабости мышц лица с одной стороны, иногда мышцы могут быть полностью парализованы. Больному в таком состоянии могут быть недоступны некоторые движения с участием мышц лица, горла, рта. Поле зрения больного может отличаться от обычных границ.

Кроме моторной афазии в медицине определяются следующие виды афазий: сенсорная, амнестическая, семантическая и динамическая.

При динамической афазии наблюдается так называемый дефект речевой инициативы. Наблюдаются выраженные нарушения инициативы речи, спонтанной повествовательной речи. Человек часто молчит, хотя и понимает речь окружающих людей.

Акустико-гностическая сенсорная афазия возникает при поражении задней трети левого полушария. Данное расстройство также может возникнуть у больного после инсульта.

При сенсорной афазии наблюдается отсутствие дифференциации фонемы звуковой речи. Человек не контролирует собственную речь, не понимает того, что говорят другие люди.

Людей с таким расстройством могут воспринимать как психически больных.

Амнестическая афазия проявляется нарушением способности четко называть предметы. При этом у больного остается способность описывать эти предметы. Не нарушается чтение и понимание речи.

Семантическая афазия проявлениями нарушений понимания речи, которая связана с пространственными отношениями. Человек не может понять логически и грамматически сложные речевые структуры.

Таким образом, у больных с афазией может возникать ряд затруднений, связанных с данным симптомом. Им трудно понять, о чем говорят окружающие, выразить свои желания и стремления, писать, читать. Следовательно, в повседневной жизни такие люди могут страдать от одиночества и изолированности.

Почему проявляется моторная афазия?

Чаще всего у человека проявляется тотальная афазия после инсульта. Вследствие ишемического инсульта поражаются верхние отделы центральной артерии головного мозга. Это, в свою очередь, определяет нарушения речевой деятельности.

Моторная афазия проявляется вследствие разнообразных поражений головного мозга. Спровоцировать развитие этого симптома могут образования головного мозга, абсцессы мозга, внутричерепные кровоизлияния и др. В более редких случаях моторная афазия проявляется при энцефалитах, лейкоэнцефалитах, болезни Пика.

Обширная афазия возникает при серьезных повреждениях головного мозга человека.

Как вылечить моторную афазию?

Полностью восстановить речь при афазии, которую спровоцировал инсульт либо серьезная черепно-мозговая травма, в большинстве случаев сложно. Тем не менее, правильное лечение афазии после инсульта и последующая реабилитация во многих случаях позволяет вернуть коммуникативные способности.

Если у больного проявляется данный симптом, то изначально следует провести всестороннее обследование афазии, определить, что стало причиной проявления этого симптома. Как правило, восстановить речь больного с афазией нельзя за короткий период времени.

Иногда для этого требуется несколько лет. Эффективность восстановления зависит от целого ряда факторов.

Прежде всего, важна причина, которая привела к проявлению данного симптома, а также тяжесть повреждения, расположение участка мозга, который был поврежден, общее состояние здоровья человека и его возраст.

Если моторная афазия развивается вследствие перенесенного инсульта, то уже через неделю после инсульта при условии благоприятного развития ситуации нужно начинать разговаривать с человеком.

Но при этом всегда нужно помнить, что больной в таком состоянии необычайно ослаблен. Поэтому разговаривать с ним нужно каждый день на протяжении не больше пяти минут.

Постепенно такие занятия становятся более продолжительными.

Если у человека отмечается легкое нарушение речи, то говорить с ним нужно внятно, четко, но при этом поднимать только те темы, которые вызывают у человека позитивные эмоции. Не нужно поощрять больного, если он пытается использовать в общении только жесты и мимику вместо речи. Следует делать все, чтобы стимулировать пациента к произношению слов.

При более тяжелой степени афазии данного типа больной не всегда способен произнести хотя бы слог.

В таком случае наиболее эффективными тренировками речи считается порядковый счет, пение, то есть та речевая деятельность, которая является максимально автоматизированной.

Изначально больному нужно регулярно петь знакомую песню, позже – поощрять и стимулировать все его попытки пения или повторения текста, даже если они будут не слишком внятными.

Существует много практических упражнений, с помощью которых человек, страдающий моторной афазией, может постепенно восстановить речь. Никогда не следует форсировать события, добиваясь чистоты произношения и четкости звуков. Поэтому постоянно поправлять все слова, которые произнес больной, не нужно.

При общении с человеком, который страдает афазией, нужно проявлять терпимость и толерантность. Никогда не нужно приравнивать проблемы с речевой деятельностью к умственной отсталости и разговаривать с больным так, как с несмышленым ребенком или с психически больным.

Современные медики широко практикуют методы, основанные на использовании возможностей компьютеров, что позволяет заниматься упражнениями для восстановления речи с максимальным эффектом.

В чем суть заболевания — афазия брока?

Содержание

Моторная афазия или афазия Брока является нарушением речевой деятельности при одновременной ведущей роли нарушения кинетического аспекта.

Очаг поражения в основном локализуется в заднем отделе премоторной области левого, доминантного по речевой деятельности мозгового полушария.

При полном нарушении работы зоны пациенты не в состоянии произносить ни единого слова.

При попытке произнести слова или фразы больные произносят нечленораздельные звуки, но одновременно они прекрасно понимают речь, обращенную к ним, как отдельные слова, так и целые предложения.

Зачастую в устной речи остается только одно слово или словосочетание, которое заменяет все другие слова. Пациенты произносят фразы с разной интонацией, тем самым выражая свои мысли.

Это важно! К этиологическим факторам заболевания относятся острые и хронические типы нарушений кровотока в средней части мозговой артерии, в ложе верхней фронтальной ветви. Ещё более редкие причины формирования афазии — это кровоизлияние, формирование новообразований, процессы воспаления, метастазы, энцефалит или травмирование лобной доли в головном мозге.

Клиническая картина заболевания

Моторная афазия Брока характеризуется нарушением произношения речи, а одновременно с этим понимание письменной и разговорной речи нарушается намного меньше.

К трем основным нарушениям речевой деятельности, свойственным афазии Брока, следует относить:

  1. Аграмматизм — пациенту становится трудно пользоваться разнообразными грамматически значимыми артиклями и предлогами. Также становится заметно, что больному очень трудно дается выражение в речи падежей и времен.
  2. Аномия — пациент с большим трудом ищет необходимые слова, поэтому речь сильно замедляется и становится косноязычной.
  3. Затруднение артикуляции — в связи с этим, происходит неправильное произношение слов. Звуки, буквы и слоги при этом, которые составляют целые слова, часто располагаются в неправильном порядке.

Пациенты с данной патологией могут говорить только недлинные осмысленные предложения, которые с трудом воспринимаются окружающими людьми. Кроме того развитие афазии дополняется ослаблением и формированием паралича ноги и руки с правой стороны. Это объясняется близким расположением коры головного мозга центров произвольных движений к мозговому центу Брока.

Какие существуют степени тяжести развития патологии

Выделяется несколько основных степеней тяжести для моторной эфферентной афазии.

Для легкой формы характерно проявление умеренного нарушения возможности осуществления устной и письменной речи. При этом практически не страдает понимание речи окружающих людей.

Читайте также:  Актовегин: инструкция по применению, для чего назначают уколы внутримышечно, побочные действия

При проведении более тщательного обследования у больных диагностируется нарушения разные по своей тяжести, касающиеся понимания речи человеком. Известны случаи, когда пациенты с афазией Брока временно не могут воспроизводить речь. А понимание речи окружающих сохраняется на должном уровне. По-другому это состояние называют афемией.

Это важно! При более тяжелом протекании заболевания происходит заметное нарушение устной речи пациента, ему становится трудно воспринимать письменную и разговорную речь окружающих людей.

В процессе восстановления человека в его речи появляются стереотипные предложения и высказывания, которые он повторяет, как ответ на любой поставленный вопрос. Также может формироваться медленная, неплавная и грамматически неправильная речь. В речи нет служебных слов, союзов, предлогов, нет плавности и интонации.

Реализация мероприятий по диагностике заболевания

Диагностика патологии должна проводиться целой группой специалистов, а именно: неврологом, логопедом и нейропсихологом.

Для установления и конкретизации причин развития афазии и выявления места нахождения очага поражения организуется компьютерная томография и МРТ для головного мозга, УЗГД для сосудов головы, шеи, любмальная пункция, дуплексное сканирование для сосудов в головном мозге.

Исследование речевой деятельности при афазии Брока заключается в диагностике устной речи, письменной речи. Нейропсихолог, который проводит работу с пациентами, болеющими афазиями, организует диагностирование слухоречевой памяти и также других модально-специфических форм памяти, праксиса, работы зрительных органов, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальной работы.

Реализация комплексного диагностирования помогает отличить афазию Брока от алалии у детей, от тугоухости, от дизартрии и т.д.

Процесс лечения афазии Брока

Восстановление речи при поражении головного мозга афазией зачатую занимает много времени. Порой на это уходит до двух лет. Начинать процесс восстановления речевой деятельности лучше, как можно скорее.

Это важно! Результат восстановления речи зависит от множества факторов — от причины, спровоцировавшей повреждение мозга, от места повреждения, от глубины и объема повреждения, от общего состояния здоровья пациента¸ от его возрастной группы. В реализации терапии афазии должны обязательно участвовать родственники больного.

Окружающим, которые ведут общение с больными, рекомендуется:

  • Простота речи, использование простых и недлинных высказываний.
  • Повторение ключевых слов в предложениях в случае необходимости.
  • Сохранение привычного стиля общения. Не стоит выстраивать разговор, как со слабоумным или ребенком.
  • Активное задействование пациента в беседе.
  • Реализация всех видов общения — язык жестов, речевая деятельность.
  • Не стоит исправлять пациента во время разговора.
  • Предоставление пациенту необходимого времени для высказывания фразы.

Также реализуются и другие подходя к возобновлению речи — это может быть применение специализированных программ на компьютере с упражнениями для людей, пострадавших от афазии.

Моторная афазия

Ежедневно острое нарушение мозгового кровообращения поражает сотни людей.

Такое заболевание как инсульт является актуальной проблемой здравоохранения в большинстве развитых стран мира, так как заболеваемость, инвалидность и даже смертность от осложнений, связанных с нарушением мозгового кровотока занимает лидирующие позиции в сравнении с другими патологиями.

Афазия – одно из самых частых осложнений, развивающихся после ишемического поражения центральной нервной системы больного. Конечно инсульт не единственная причина развития моторной афазии, однако одна из самых распространённых.

Что такое моторная афазия?

Источник: http://atlasplay.ru/afazija-broka-jeto/

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия возникает при поражении задней покрышечной области: вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды (поля 7,40).

Оглавление:

Эти отделы обеспечивают кинестетическую основу артикуляции, поэтому данная форма афазии выражается в неспособности больного найти правильное положение губ и языка, необходимое для произношения соответствующих речевых звуков.

Расстройства речевых кинестезий нарушает произношение отдельных звуков (оральная апраксия). Больному трудно произносить близкие по звучанию букв Г, Д, Л, Н (язычные) или Ш, З, Щ, Х (шипящие). Нарушаются автоматизированная, спонтанная речь, повторение, называние, чтение, письмо.

А. Р. Лурия выделяет два варианта афферентной кинестетической моторной афазии:

1) Характеризуется нарушение пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства.

2) Проводниковая афазия отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной при грубом распаде повторения, называния ми других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способа артикуляции и симуляции синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.

Для афферентной кинестетической моторной афазии характерны трудности в анализе структуры сложных слогов. Больные дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки.

По мере восстановления произносительной стороны речи выявляется сохранность синтагматической стороны речевого высказывания.

В некоторых случаях могут оставаться легкие артикуляционные призвуки, напоминающие в одних случаях дизартрию, в других – легкий иностранный акцент, выражающийся в замедленности и искусственности произнесения слов, оглушении звонких и отсутствии мягких согласных, в редких литеральных парафазиях.

На раннем этапе после травмы или инсульта при эфферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное, скрытое произнесение воспринятого на слух сообщения.

Период значительного непонимания речи у больных с афферентной кинестетической моторной афазией непродолжителен (от одного до нескольких дней после инсульта), после чего у них отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможность выполнения несложных инструкций.

Однако длительное время у больных наблюдаются специфические особенности нарушения понимания; которые заключаются во вторичных нарушениях фонематического слуха.

При данной форме афазии наблюдаются также трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. К ним относится имперессивный аграмматизм: при сохранности понимания значений отдельных предлогов нарушается возможность расположения в пространстве трех предметов, т. е. наблюдается нарушения понимания, свойственные для семантической афазии.

Значительные трудности в понимании вызывают глаголы с приставками, личных местоимений, употребляемые в косвенных падежах.

При афферентной кинестетической афазии часто наблюдается конструктивно-пространственная апраксия.

Степень нарушения чтения и письма при афферентной моторной афазии зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Наиболее грубо нарушены чтение и письмо при тяжелой апраксии всего артикуляционного аппарата.

Источник: http://studopedia.ru/7_15318_afferentnaya-motornaya-afaziya.html

Афферентная и эфферентная моторные афазии. Причины развития, диагностика и лечение

Моторная афазия – нарушение членораздельной речи вследствие повреждения речевого центра в головном мозге. Непосредственно органы речи (язык, губы, зубы) при этом сохраняют полноценную функциональность. Нарушается «центральное управление» этими органами. Афазия может быть симптомом различных заболеваний.

Тяжесть состояния при афазии может существенно варьироваться – от трудностей в произношении отдельных слов и составлении предложений до полного отсутствия внятной речи. Афазия обычно сочетается с патологией письма – аграфией, причём степень тяжести нарушения речи у них одинакова.

Причины афазии

Поражение участков коры головного мозга, ответственных за воспроизведение членораздельной речи, приводит к афазии. Причины такого повреждения крайне разнообразны:

  • Инсульт ишемического или геморрагического характера;
  • Хроническая патология кровообращения в соответствующих областях коры, например вследствие аневризмы или атеросклероза;
  • Эпилепсия в случае, если эпилептогенный очаг приходится на центр речи или расположен рядом с ним;
  • Травматическое повреждение ткани мозга;
  • Опухоли мозга различной этиологии;
  • Абсцесс (ограниченное гнойное воспаление) вещества мозга;
  • Воздействие токсинов (яды, соли тяжелых металлов);
  • Демиелинизирующие процессы, например рассеянный склероз и энцефаломиелит. Они приводят к разрушению оболочек нейронов с постепенным выпадением их функций;
  • Дегенеративные заболевания мозга с прогрессирующим уменьшением его массы и количества нейронов. Самые характерные заболевания этого рода – прионовые инфекции (болезнь Крейцфельда-Якоба и куру).

Распространённость и выраженность процесса влияют на то, какой степени тяжести будет афазия. Виды её определяются конкретной локализацией процесса. Симптомы зависят от вида афазии.

Развивается при локализации патологического процесса в речевых зонах постцентральной и нижнетеменной извилины. При этом у больного затруднёно воспроизведение положения артикуляционного аппарата, нужного для произнесения звука. Различают два варианта афферентной моторной афазии:

При поражении указанных отделов в левом полушарии у правшей и левшей моторная афазия крайне выраженная вплоть до полного отсутствия связной речи. При сохранности речи больные часто вынуждены заменять слова синонимами.

С трудом выговаривают согласные звуки, отдельные буквы вообще не могут произносить. Слова, даже самые простые, выговаривают по слогам. Затруднено и понимание чужой речи, в частности сложных предложений, глаголов с приставками, местоимений в разных формах.

Для этой формы афазии характерно сочетание с аграфией.

Повреждение этих же отделов у левшей, переученных в раннем возрасте на правшей, протекает иначе. У больных возникают сложности с записыванием и произношением букв в правильном порядке.

Они могут полностью пропускать гласные или согласные в слове, или же записывать сначала один вид букв, потом другой. При этом понимание нужного порядка букв сохраняется и больные пытаются его компенсировать.

Например, пропустив букву «й», больной ставит чёрточку над следующей или предыдущей буквой.

Эфферентная моторная афазия

Возникает при поражении премоторной области коры. Больной при этом не может изменять положение артикуляционного аппарата – произнеся один звук, он не может переключиться на следующий. Эфферентная моторная афазия также называется афазией Брока – по названию причинной зоны коры головного мозга.

Эфферентная моторная афазия сочетается с двигательными нарушениями – они становятся «механическими», лишенными плавности, с периодическими замираниями.

Произношение звуков при этом виде моторной афазии сохранено, однако речь теряет плавность, интонации, она становится монотонной. Письмо возможно только при одновременном произнесении записываемых слов. В речи встречаются перестановки букв между соседними словами.

Моторная афазия может сочетаться с другими видами нарушения речи при распространении патологического процесса на соседние участки коры. Так появляются афферентно-эфферентные афазии, сенсомоторная афазия (непонимание речи при здоровых органах слуха, сочетающееся с нарушением речи), тотальная афазия (нарушение понимания, произношения и письма одновременно).

Диагностика

Выявление моторной афазии не составляет труда, поэтому её диагностика направлена на выяснение причины нарушения речи. Для этого невролог:

  • Тщательно расспрашивает об обстоятельствах появления афазии и предшествовавших этому событиях;
  • Проводит углублённый неврологический осмотр для выявления сопутствующих неврологических нарушений;
  • Снимает электроэнцефалограмму для выявления очагов патологической активности в мозге, что поможет диагностировать эпилепсию и заподозрить наличие объёмного образования.
  • КТ или МРТ назначает при подозрении на опухоль, аневризму или для уточнения локализации и размера инсульта.
  • Дополнительно может провести исследование сосудов головы с контрастированием для исключения аневризмы.

Лечение

При моторной афазии в первую очередь заключается в устранении её причины:

  • При опухоли – её оперативное удаление или курсы химио- и лучевой терапии;
  • При инсульте применение ноотропов, нейрометаболических препаратов, антиоксидантов, ангиопротекторов. При геморрагическом инсульте большого объёма – удаление сгустка;
  • Лечение абсцесса проводится антибиотиками в сочетании с противовоспалительными препаратами, при неэффективности консервативного лечения возможно хирургическое дренирование абсцесса;
  • Антиконвульсанты при эпилепсии;
  • Терапия глюкокортикоидами при демиелинизирующих и дегенеративных процессах;
  • Хирургическое или консервативное лечение травмы;
  • Операция для уменьшения размера аневризмы.

При всех формах показаны занятия с логопедом. Регулярные занятия при афазии помогут частично восстановить членораздельную речь, благодаря чему улучшится и письмо. Существуют методы лечения афазии пением. Зачастую они очень эффективны, потому что при пении каждый звук произносится более длительно, чем при разговоре, и артикуляционный аппарат больного успевает перестроиться.

Читайте также:  У ребенка болит голова и рвота: причины, лечение

Профилактика

Специфической профилактики афазии не существует. Рекомендован регулярный приём антигипертензивных препаратов при наличии повышенного давления для профилактики инсультов. Также очень внимательно следует относиться к инфекциям уха, не оставлять отиты без лечения – это может привести к абсцессу мозга.

Источник: http://onevroze.ru/afferentnaya-i-efferentnaya-motornye-afazii-prichiny-razvitiya-diagnostika-i-lechenie.html

Афферентная моторная афазия. Виды афферентной моторной афазии. «Проводниковая» парциальная афферентная моторная афазия

Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов. Виды афферентной моторной афазии. «Проводниковая» парциальная афферентная моторная афазия.

Афферентная моторная афазия является одним из самых тяжелых речевых расстройств. Возникает при поражении вто­ричных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры голов­ного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды. Термин «афферентная» моторная афазия введен А.Р. Лурия.

Второй вариант, носящий в клинике название «проводниковой афазии», отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способов артикуляции и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.

Нарушение экспрессивной речи.При первом варианте афферентной моторной афазии выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи.

Попытки произвольного повторения звуков приводят к хаотичным движениям губ и языка, к литеральным (звуковым) заменам.

Пристальное всматривание больного в артикуляцию логопеда приводит лишь к нахождению либо способа, либо органа артикуляции, что порождает смешение звуков мпб, ндтл, ис, оу

Источник: http://nards-info.ru/afferentnaja-motornaja-afazija/

Эфферентная моторная афазия

Представляет собой системное расстройство речевой деятельности при ведущей роли нарушения кинетического аспекта.

Локализация очага – преимущественно в задненижних отделах премоторной области (заднелобная кора) левого, доминантного по речи, полушария головного мозга (“зонаБрока”) – поле 44 и частично 45.

При полном разрушении зоны больные не могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать произносят нечленораздельные звуки.

В то же время они понимают обращенную к ним речь (и отдельные слова и целые фразы).

Часто в устной речи больных остается одно слово или сочетание слов (словесный стереотип – “эмбол”), который становится заменой всех слов. Больные произносят его разной интонацией, пытаясь выразить свою мысль.

В механизмах нарушения речи здесь можно выделить два взаимодействующих момента.

1. Дефект речи, обусловленный нарушением кинетической мелодии, когда нарушается организация речевой моторики, плавная смена артикуляторных движений, дефект разворачивания действия, т. е. использования так называемого текущего сукцессивного (последовательного) синтеза.

Это выражается в речи грубой персеверацией, а также затруднениями координации одновременно совершаемых действий (например, сочетанного осуществления ответа жестом и словом), неспособностью проанализировать услышанное, неудержанием речеслухового ряда, отчуждением смысла слов.

Часто сопровождается грубыми произносительными нарушениями речи: дезавтоматизацией (потерей плавности речи), запинаниями, смазанностью произношения.

Пример. Фраза “Мой старший сын – студент института” произносится больным следующим образом: “Сын., мой… мон… теперь… видите ли… ей… ей… как это., сын… старосторен… ста… стуженит…”.

Больные с этой формой афазии могут произносить отдельные звуки (иногда слова или целые короткие предложения, в зависимости от степени тяжести афазии), но все трудности начинаются, как только нужно перейти к произнесению серии звуков (слов, предложений).

Трудности торможения предыдущих речевых актов и переключения на последующие и приводят к персеверациям.

В меньшей степени нарушается повторение слов и коротких простых фраз, договаривание незаконченных простых предложений. Самостоятельная и диалогическая речь либо отсутствует (эмболофазия), либо очень бедная, односложная. Затруднен подбор слов, паузы заполняются вводными и стереотипными словами, междометиями.

Трудности в плавном протекании активной устной речи, нарушение ее автоматизированности приводят к вторичному дефекту таких форм речевой деятельности, как чтение (грубо нарушается чтение вслух и про себя), письмо (все виды) и понимание устной речи (при определенных сенсибилизированных пробах).

Нарушения мелодии двигательного акта могут быть обнаружены и вне речевой деятельности в виде дефектов динамического праксиса – персеверации, синкинезии, иногда наблюдается двигательная расторможенность.

2. Вторым моментом в синдроме эфферентной моторной афазии является заторможенность или распад ранее образованных условно-рефлекторных связей между речевыми единицами.

Угнетение прошлого опыта, ранее затверженных стереотипов, выражается в том, что на всех уровнях устной самостоятельной речи, чтения и письма – от букв до слов, словосочетаний, речевых оборотов – выступают дефекты амнестического типа.

Поэтому эфферентную форму афазии иногда называют “вербальной”, так как забытыми оказываются названия объектов, букв, законы языка, в том числе и правила орфографии. В речи отсутствуют предлоги, связки, наречия, прилагательные.

Используются преимущественно существительные в именительном падеже и реже – глаголы в инфинитиве (“телеграфный стиль”). Теряется собственное чувство грамматических стереотипов при сохранной способности различать грамматические несообразности в предложенных на слух предложениях.

Больные с эфферентной моторной афазией легко могут произносить автоматизированные ряды (например, порядковый счет) и рядовую речь с малым выбором альтернатив (например, “У самого синего…”). Однако счет в обратном порядке (от 10 до 1) практически недоступен, т.е. минимальная произвольность уменьшает возможности устной речи.

Отраженная речь также нарушается не грубо, за исключением повторения сложных слов и многосложных фраз. Грубые нарушения чтения, вплоть до полного распада, типичны для грубой и выраженной афазии, но встречаются при умеренной и, как исключение, при легкой.

Чтение больше зависит от сохранности устной речи и оказывается более полноценным, чем письмо. Ошибки в написании очень разнообразны: пропуски букв, особенно гласных, трудности в подыскании нужной графемы, реже – перестановки букв, орфографические ошибки (пишут, как слышат).

Телеграфный стиль в письменных изложениях выражен сильнее, чем в устных. Восстановление письма, как правило, сильно отстает от восстановления речи.

У больных с эфферентной моторной афазией признаки теменного синдрома отсутствуют (хотя могут бить и трудности, связанные с удержанием инструкции по соответствующим пробам).

Состояние орального праксиса оценивается отдельно по трем его видам: элементарному, артикуляторному и символическому. Нарушения артикуляторного праксиса при этой форме афазии не обнаруживаются.

Резко выраженные нарушения элементарного орального праксиса встречаются при тяжелой афазии: грубой или выраженной.

У всех больных в той или иной степени наблюдаются нарушения символического орального праксиса.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/efferentnaja-motornaja-afazija.html

В каких условиях возможно вернуть речь при моторной афазии?

В результате травм головы, инсультов, воспалительных процессов и многого другого в головном мозге человека могут быть повреждены речевые центры и другие зоны, которые отвечают за речевые функции.

Это приводит к такой проблеме как афазия, которая характеризуется как нарушение уже сформировавшейся речи человека.

Есть несколько типов нарушения в зависимости от симптомов и того какая именно часть головного мозга была поражена.

Различают амнестическую, сенсорную, моторную и сенсорномоторную афазии.

Проявления расстройства Брока

При моторной или как ее еще называют, афазии Брока наблюдаются следующие симптомы:

  • неправильное произношение слов;
  • перестановка звуков;
  • сложность в переключении с одного слова на другое;
  • путаница в падежах и склонениях, обеднение лексикона.

При этом больной сохраняет понимание устной речи другого человека.

Что может вызвать расстройство?

Причиной такого нарушения является поражение в меру различных факторов левой лобной доли, где расположен один из речевых центров — центр Брока.

Стоит отметить, что причинами любого типа афазии могут быть факторы разного рода.

Вот некоторые из них:

  • моторная афазия может проявиться после инсульта;
  • травмы и сильные ушибы головы;
  • воспалительные процессы, опухоли, энцефалиты, когда в результате кровоизлияния в мозг или опухоли повреждены ответственные за речевые функции центры;
  • некоторые психические заболевания;
  • операции на головном мозге, которые привели к осложнениям.

К факторам риска следует отнести следующее:

  • повышенное артериальное давление;
  • пороки сердца ревматического характера;
  • болезнь Альцгеймера и болезнь Пика.

Как выявить и классифицировать сбой в речи?

Стоит отметить, что в зависимости от конкретной зоны, которая была поражена опухолью или кровоизлиянием, — бывают афферентная и эфферентная моторная афазия.

В этом случае пораженной зоной является задне — центральная и теменная часть коры головного мозга.

Основным дефектом в этом случае является неспособность человека точно произносить отдельные звуки. Больной может путать звуки схожие по звучанию и близки по артикуляции.

В таком случае человек просто не может найти нужный вариант произношения и артикуляции, чтобы высказать свою мысль, не изменяя звуки.

Эфферентный вид афазии

Для эфферентной афазии характерно повреждение премоторной коры левого полушария мозга, точнее, нижних ее отделов, что и вызывает нарушение речевых функций.

В таком случае может наблюдаться так называемая телеграфная речь, когда лексикон человека становится более бедным, а выражается он краткими и лаконичными предложениями.

Такие выражения состоят из простых сказуемых и инфинитивов, поэтому напоминают сообщения, передаваемые ранее телеграфом.

Помимо этого человеку трудно переключиться с одного слова на другое, а также у него происходит замена одних букв другими.

Навыки чтения и письма в таком случае также серьезно ухудшаются, если же заболевание тяжелой формы, то могут пропасть вовсе.

Стоит отметить, что любая форма афазии имеет похожие симптомы, которые заключаются в том, что речевые функции человека нарушены и имеют различные отклонения.

Но некоторые различия есть:

  1. При сенсорной афазии человек в некотором роде понимает устную речь другого, но при этом ему тяжело высказать свою мысль. Его разговор напоминает словарную крошку, поскольку речь бессвязна.
  2. Тревожными символами же при моторной являются нарушение артикуляции, человек может заменять одни литеры другими, путать окончания, его лексикон становится более бедным, поскольку в нем отсутствуют другие части речи, кроме сказуемых и инфинитивов. Иногда, когда заболевания проявляется в острой форме, человек может употреблять только речевые эмболы типа «да-да» и «нет-нет».

Следует отметить, что симптомы могут быть похожими и точно диагноз может установить только квалифицированный специалист.

Важно узнать причину почему у человека появился сбой в речи и определить зону поражения, поскольку определенные формы расстройства могут проявляться на базе других заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера.

Помимо этого может наблюдаться тотальное поражение и в этом случае болезнь характеризуется как сенсорномоторная афазия и следовательно симптомы будут общие. При этом в легкой форме болезни симптомы другие, нежели в тяжелой.

Постановка диагноза

Чтобы установить точный диагноз, необходимо обратиться к опытному логопеду и невропатологу. Важно установить первопричину возникшей афазии, а также назначить разумное лечение, которое поможет постепенно улучшить и восстановить речевые навыки.

Логопед задаст вопросы больному, чтобы определить в чем именно состоит проблему и по симптомам и ответам пациента он сможет поставить точный диагноз.

Помимо этого диагностика включает в себя различные необходимые процедуры, такие как компьютерная томография и МРТ, а также УЗДГ сосудов головы и шеи и дуплексное сканирование.

Все эти процедур помогут выявить очаг заболевания и определить его локализацию.

Когда человек все слышит, но ничего не понимает это сенсорная афазия. Какие причины у расстройства и методики его лечения узнайте в статье.

Читайте также:  Народные средства от мигрени быстрого воздействия: что делать при мигрени в домашних условиях

Геморрагический инсульт — тяжелое заболевание, которое может привести не только к афазии, но и к более тяжелым последствиям. Подробней здесь.

Подход к терапии

Стоит отметить, что лечение любого типа афазии включает в себя несколько важных факторов:

  • важно выявить и устранить первопричину афазии;
  • различные упражнения помогут восстановить речевые навыки;
  • моральная поддержка поможет не падать духом.

Моральная поддержка близкими людьми человека, страдающего афазией — очень важный фактор.

Такие люди могут впадать в депрессивное состояние или в апатию, поэтому необходимо создать непринужденную атмосферу, чтобы человек хотел говорить и ему было легче вспоминать слова и выговаривать их правильно.

Некоторые советуют такой метод: можно напевать знакомые человеку песни, которые записаны на компьютере или телефоне. Постепенно больной афазией человек начнет воспоминать мелодию и станет подпевать.

Логопед может посоветовать эффективные упражнения и тренировки, который поспособствуют постепенномувосстановлению речевых функций.

Стоит начинать такие упражнения сразу же после установления диагноза, поскольку со временем у человека могут выработаться неправильные речевые эмболы и произойдет фиксация неправильного произношения и аграмматической речи.

Следует заниматься с больным человеком регулярно, но при этом понимать ограниченные возможности больного афазией на первых порах. В первые дни больной быстро устанет, но со временем длительность упражнений можно увеличивать.

Сначала упражнения будут занимать 10-15 минут несколько раз в день, потом около часа несколько раз в день.

При этом учитывайте следующие моменты:

  • стоит давать больному достаточно времени на то, чтобы он собрался с мыслями и подобрал нужное слово;
  • говорите с ним как и до его болезни: рассказывайте ему истории и то, что ему было интересно раньше;
  • вовлекайте афазика в беседу, используйте жесты и мимику.

Период полного восстановления речевых способностей человека может достигать до 2 лет, хотя все зависит от возраста и силы воли больного, а также от степени заболевания и характера повреждений.

Важно устранить первопричину заболевания и если это опухоль или кровоизлияние, которое повредило речевой центр Брока, тогда может потребоваться хирургическое вмешательство.

Помимо этого важно и медикаментозное лечение, поскольку такие препараты призваны улучшить кровоток в поврежденный участок мозга и таким образом поспособствовать скорейшему восстановлению речи.

Моторная афазия может быть вызвана различными причинами, но заключается это заболевание в нарушении речевых функций. При своевременно диагностике и качественной и правильном лечении можно восстановить речевые функции.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/motornaya-afaziya.html

Как выражается эфферентная моторная афазия

Часто с возрастом пожилые пациенты начинают испытывать проблемы с речью. Причина – перенесенная травма черепа, инсульт, инфаркт миокарда. Появляются трудности при подборе слов, выговаривании простых фраз. Нарушается артикуляция и, к сожалению, это не предел. Вербальные последствия моторной афазии Брока могут быть крайне тяжелыми.

Что такое эфферентная моторная афазия?

На языке медицины заболевание Брока – тяжелое расстройство речи – следствие нарушенных функций левой лобной части полушария головного мозга.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении речевого центра мозга, а именно заднего нижнего отдела премоторной области левого полушария головного мозга. Если данная зона мозга окажется полностью разрушенной, то пациенты не смогут произнести ни одного слова.

В попытке что-то сказать будет получаться нечленораздельная речь с невнятными звуками, хотя при этом губы и язык (как органы речи) станут функционировать.

Степень тяжести заболевания может сильно варьироваться. Пациенты начинают испытывать трудности в произношении отдельных фраз либо в составлении целых предложений. В лексиконе используют глаголы и существительные, исключительно в начальной форме: бегать, прыгать, дом, комната, помещение. Фразы при этом остаются информативными, но внятная речь практически отсутствует.

Эфферентная моторная афазия Брока – серьезное неврологическое заболевание. Особенность – слабость мимических мышц, невозможность задействования мышц рта, горла, лица. Пациенты начинают осуществлять сдвиги речи с привычных границ. Нарушается эмоциональный фон, появляется плаксивость, чувство депрессии, несостоятельности, отчаяния.

При тяжелом течении данной формы заболевания речь становится совсем невнятной, состоит из мелких слов, звуков – а, но, у, нет, да.

Классификация заболевания

Заболевание классифицируют в зависимости от клинических проявлений, степени выраженности, сложности основного типа моторной афазии. С учетом классификатора различают следующие основные виды расстройства:

  1. Кинестетическая афферентная афазия – легкая форма, дефект теменной доли полушария. Особенность – появление беглой речи, отсутствие пауз между словами. Пациенты остаются способными анализировать, понимать собственное произношение и чужую речь, но начинают подменять слова на схожие по интонации, произношению.
  2. Эфферентная афазия, когда нарушению подлежит речевой аппарат. Проявляются грамматически некорректные обороты речи, бессвязные фразы. Речь становится экспрессивной, и пациенты предпочитают больше молчать, не произнося какие-либо слова вслух. Даже если и пытаются что-то сказать, то быстро запинаются и умолкают, делая длительные перерывы, паузы. Нарушениям подлежит также письменная речь, когда больные начинают допускать множество ошибок, видоизменять (подменять) некоторые буквы, слоги. Но если услышат со стороны подсказку, то быстро адаптируются, поправляют сказанное. Анализатор устной (письменной) своей и чужой речи остаётся в норме.
  3. Сенсорно-моторная афазия, при поражении крупных сосудов, как следствие перенесенного инфаркта с затрагиванием мозговой артерии. Данная форма афазии – тотальная, поскольку фонематический слух и речевая артикуляция подлежат серьезным расстройствам.
  4. Динамическая афазия с появлением невнятной, замедленной речи у пациентов, с некоей монотонностью в повествовании, телеграфным окрасом. Поражению подлежит экспрессивная речь. Программа при этом перестраивается, становится замедленной.
  5. Грубая афазия – осложнение тотальной формы. Особенность – серьезные речевые расстройства, при которых пациенты уже не в силах выговаривать целые словосочетания и фразы. Речь становится монотонной, обрывистой, мычащей. Звуки – с интонационным окрасом.

Причины развития патологии

Отличительной чертой эфферентной моторной афазии является развитие на фоне обширных поражений того или иного отдела коры головного мозга. Провоцирующие факторы могут быть внешними и внутренними:

  • черепно-мозговая травма (открытая, закрытая);
  • ишемия сердца;
  • геморрагический инсульт;
  • энцефалит, воспаление коры головного мозга;
  • доброкачественная опухоль, склонная к разрастанию;
  • абсцесс тканей мозга;
  • лейкоз;
  • болезнь Альцгеймера (очаговая стадия);
  • дисфункция ЦНС;
  • хирургическое вмешательство на ткани головного мозга.

Дополнительные причины, способствующие эволюционированию афазии, приводящие к нарушению кровообращения в отделах коры головного мозга:

  1. внутричерепное кровоизлияние;
  2. ревматизм;
  3. травма головы, черепа;
  4. панические атаки;старческий возраст;
  5. гипертония;
  6. атеросклероз;
  7. церебральный врожденный порок сердца;
  8. ревматизм;
  9. наследственная предрасположенность;
  10. воздействие радиации, солей тяжелых металлов, ядов.

При афферентной моторной афазии поражению подлежит оболочка нейрона. Далее постепенно начинают выпадать функции. Развиваются демиелинизирующие процессы в коре полушарий. Причиной тому может стать: энцефаломиелит, рассеянный склероз, эпилепсия, аневризма, атеросклероз.

Признаки и симптомы заболевания

Афазия Брока развивается на фоне повреждения премоторной части коры мозга. У пациентов наблюдается изменение артикуляционного аппарата, т. е. переключение с одного сказанного звука на другой уже не представляется возможным.

Моторная форма афазии обычно протекает в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата, когда движения у больных становятся хаотичными, с периодическими замираниями. Речь утрачивает плавность.

Становится монотонной, хотя произносить звуки пациенты вполне могут самостоятельно. Если взять, например, в учет письменную речь, то постоянно встречается перестановка букв между соседними словами.

Афферентная (сенсомоторная) и эфферентная моторная афазия часто протекают совместно с задействованием в патологию соседних участков коры мозга. Основные признаки эфферентной афазии:

  • нарушение организации речевой моторики;
  • проявление в речи грубой персеверации или артикулятора движений в период использования пациентами сукцессивного синтеза в разговоре;
  • смазанность произношения;
  • утрата плавности речи;
  • неспособность дачи анализа услышанному;
  • утрата смысла слов, когда речь примерно выглядит вот так: «Сын., мой… мон… теперь… видите ли… ей… ей… как это., сын… старосторен… ста… стуженит».

Произносить отдельные звуки пациенты уже не в состоянии.

Начинают испытывать трудности при переходе к произношению сразу на серии слов, При попытке заговорить слышатся недосказанные, необлеченные в предложения фразы.

Речь при этом становится однотипной, бледной, скудной. Пациенты затрудняются подобрать нужные слова, поэтому делают большие паузы, пытаясь вставить междометие, вводное или стереотипное слово.

Эфферентная моторная афазия – вербальная, симптомы:

  1. забывчивость правил орфографии, законов языка и простых букв;
  2. появление скудной речи, с нехваткой наречий, прилагательных, предлогов.

Преобладающая масса слов – глаголы, существительные в именительном падеже. Считать же пациенты по порядку до 10 вполне могут самостоятельно, а вот обратный отсчет с 10 до 1 становится практически недоступным. Возможность произношения устной речи резко снижается.

При данной форме афазии прослеживается телеграфный стиль в письменном изложении, когда пациенты не могут подыскать нужные гласные, начинают подставлять буквы наугад или как слышат, делая орфографические ошибки, подчас пропуская буквы – гласные.

Диагностика болезни

Диагностика – дифференциальная, со сбором целого консилиума врачей (логопеды, неврологи, нейропсихологии) для постановки точного диагноза. Основные методы исследования для выявления истинной причины развития заболевания:

  • КТ головного мозга;
  • резонансная ангиография;
  • дуплексное сканирование;
  • люмбальная пункция;
  • аэрография сосудов головного мозга;
  • тестирование устной, письменной речи;
  • сбор семейного анамнеза;
  • изучение двигательной деятельности, слухоречевой памяти пациентов.

Разработкой лечебной программы занимается врач – невролог. Проводит полный осмотр, выявляет возможные неврологические нарушения в анамнезе либо события, предшествовавшие развитию недуга (аневризма, инсульт).

Лечение

Если пациентам пришлось пережить ранее травму головного мозга, сердечную недостаточность, инсульт, некроз тканей мозга, то, конечно, говорить о полном излечении уже не приходится. Главное – добиться возврата правильного отношения к окружающим предметам и действительности, поспособствовать восстановлению коммуникативных способностей.

Лечение – коррекционное: медикаменты, логопедические методики, операция – в случае осложнений, запущенности синдрома афазии.

Медикаменты:

  1. антихолинэстеразные препараты (Галантамин, Амиридин);
  2. миотропные препараты (Пирацетам, Гаммалон, Пикамилон);
  3. общетонизирующие средства (Глютамат, корень женьшеня, кофеин, Телектол, Винпоцетин, Кавинтон, Корсавин);
  4. антидепрессанты.

Методы логистики

Терапия – интонационная коррекция речи за счёт компьютерного оборудования, тренировок навыков лингвистики.

Лечение будет более эффективным, если сочетать логопедические процедуры с лекарственными препаратами.

Хирургическое вмешательство назначается в запущенных случаях и довольно редко. Врачи прибегают, как к крайней мере, когда иные терапевтические методы становятся малоэффективными либо несут угрозу для жизни.

Иногда показана инстраинтракраниальная микроанастомоза – операция, когда других шансов на спасение жизни пациента и восстановление образа жизни уже не остаётся либо выявлена ретроцеребеллярная киста головного мозга. Иных путей облегчения состояния, к сожалению, уже нет.

В основе – логопедические меры. Период реабилитации составляет минимум 2 года, но восстановить речевые функции в полном объеме вряд ли возможно.

Профилактика

Не разработана специфическая схема профилактики при диагнозе «афазия». На протяжении всей жизни пациенты должны проходить регулярные осмотры у невролога, консультироваться с логопедом. Как правило, это – инвалидность, регулярный прием 2-3 раза в год медикаментов (антигипертензивные препараты).

Если называть очаг поражения при эфферентной моторной афазии, то это – лобная часть левого полушария мозга.

Если больным пришлось пережить инсульт, инфаркт миокарда и давление повышено (скачет), то заболевание может начать быстро прогрессировать вновь.

Если расстройство речи каким-то образом еще можно подкорректировать, то вербальные нарушения коры головного мозга (киста, абсцесс) приводят, в основном, к необратимым последствиям.

Источник: http://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/efferentnaya-motornaya-afaziya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector