Симптомы и способы лечения сенсомоторной афазии

Сенсомоторная афазия — тяжелое поражение речевых центров

Потеря речи в полном или частичном объеме для человека является тяжелой ситуацией, которая значительно нарушает качество жизни и приводит к инвалидности.

В медицине эта проблема называется афазией. Она возникает при угнетении функциональной активности из-за поражения определенных областей коры головного мозга и является симптомом серьезного неврологического заболевания или травмы.

В зависимости от локализации патологического очага речевые расстройства могут иметь разные проявления, с этим связано выделение нескольких основных видов афазий.

Одной из самых тяжелых форм является сенсомоторная афазия, которая представляет собой сочетание двух видов нарушений речи (сенсорная и моторная). В чем особенность данного клинического симптома и как с ним справиться?

Факторы-провокаторы нарушения

Развитие афазии всегда связано с патологическим процессом или повреждением участков мозга, ответственных за речь. Эта функция в каждом полушарии имеет моторное (двигательное) и сенсорное (чувствительное) обеспечение.

Например, моторная афферентная и эфферентная афазия (нарушение способности произносить слова) появляется при поражении той области коры, которая отвечает за движения (нижняя лобная извилина левого полушария).

Сенсорная форма речевого расстройства (отсутствие понимания смысла своих и чужих слов) связана с патологией в корковом отделе слухового анализатора (верхняя часть височной доли каждого полушария). Сочетанное поражение этих областей приводит к развитию тотальной (сенсомоторной) афазии.

Основные причины появления данного симптома:

Предрасполагающими факторами считаются:

  • почтенный возраст;
  • неблагоприятный семейный анамнез;
  • сопутствующие тяжелые болезни — атеросклероз, декомпенсированный сахарный диабет, артериальная гипертония, ИБС, частые ишемические атаки, пороки сердца и сосудов.

Клинические проявления

Сенсомоторная афазия — это сочетание симптомов, характерных для обоих видов речевых нарушений. Такая сложная клиническая ситуация вызывает значительные трудности в общении у людей с сохраненным интеллектом и приводит их к инвалидности.

Моторная афазия проявляется в двух формах:

  • афферентная форма — больной не способен произнести отдельные звуки по своему желанию или по просьбе кого-либо из-за проблем с артикуляцией, однако возможно самопроизвольное произношение подобных звуков в другое время;
  • эфферентная форма — человек может говорить отдельные звуки или слоги, но не может их сложить в слова, у него отсутствует умение переключаться с одного звука на другой, поэтому такой пациент часто повторяет один и тот же слог или застревает сразу при первом произнесении и перестает дальше говорить вообще.

Сенсорная (акустико-гностическая афазия) характеризуется полным или частичным отсутствием понимания своей или чужой речи при нормальном слухе.

Такие больные могут правильно произносить слова и строить фразы, нередко они быстро и часто говорят, не понимая смысла услышанного. Страдает как спонтанно появляющаяся речь, так и повторение за логопедом, описание предметов и картинок или чтение вслух.

Комбинация симптомов сенсорной и моторной афазии дает в итоге клинику сенсомоторного расстройства, как наиболее тяжелого среди всех речевых нарушений. Больной при этом не понимает других и не может сам нормально говорить.

Степень утраты своей речи и возможность распознавать правильно разговор окружающих людей будет зависеть от индивидуальных особенностей и серьезности имеющихся повреждений.

Этот сложный вид афазии еще называют тотальным из-за нарушения всех аспектов речевых функций человека. Нередко он может сочетаться с другими неврологическими проявлениями (например, с гемипарезом) или общими симптомами (рассеянность, апатия, сонливость).

Лечебная помощь

Для больных с афазией необходима организация двух направлений лечения.

  1. Медицинская помощь — проведение терапии основного заболевания, вызвавшего появление речевого расстройства, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга. Это могут быть консервативные мероприятия (препараты для улучшения мозгового кровообращения, обменных процессов) и хирургические методы (удаление опухоли, абсцесса) с последующим назначением ЛФК, массажа, физиотерапии, механотерапии, методов психологического воздействия.
  2. Логопедическая коррекция — это долгосрочная кропотливая работа со специалистом, направленная на постепенное восстановление утраченных речевых функций. Надежда на спонтанное излечение в данном случае достаточно призрачна, но возможна. Коррекционная работа обычно продолжается в течение 2-3 лет. Объем и содержание проводимых занятий определяются видом нарушений.

Прогноз зависит от индивидуальных особенностей каждого пациента — его возраста, состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний и семейной предрасположенности, а также от локализации и размеров очага поражения в коре головного мозга.

В любом случае восстановление будет более успешным при раннем начале восстановительной работы и выполнении всех рекомендаций врача в полном объеме, а также при активном участии и помощи родных и близких пациента с афазией.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/sensomotornaya-afaziya.html

Понятие сенсомоторной афазии: симптомы и методы лечения

Речь является одной из важнейших функций в жизни человека. Ее потеря как в полном, так и в частичном объеме, нарушает качество жизни, часто приводит к инвалидности.

В медицине такое заболевание носит название афазия. В зависимости от степени речевых поражений выделяются разные виды заболевания. Одним из самых тяжелых является сенсомоторная афазия.

Она представляет собой сочетание двух форм сенсорной и моторной. Какие прогнозы у человека, которому поставили диагноз сенсомоторная афазия?

Причины патологии

Сенсомоторная афазия развивается из-за нарушения функции левой лобной доли полушария головного мозга. Именно она отвечает за функции речевого аппарата. Поражение левого полушария головного мозга может быть спровоцировано следующими факторами:

  • Перенесенным инсультом.
  • Черепно-мозговыми травмами.
  • Инфекционными поражениями мозга.
  • Абсцессом головного мозга.
  • Хроническими нарушениями со стороны центральной нервной системы.
  • Злокачественными и доброкачественными опухолями внутри головного мозга, которые разрастаются.
  • Болезнями Альцгеймера или Пика.

В группу риска входят пациенты, которые страдают гипертонией, а также склонны к внутричерепному давлению и ишемической болезни сердца. Чаще всего у такой категории болезнь диагностируются в пожилом возрасте.

Виды нарушения

Сенсомоторная афазия представляет собой два вида нарушения:

При моторной наблюдается полная утрата речи. Больной не сможет произносить слова, но при этом он хорошо понимают чужую речь. Отдельные звуки пациент может произнести без особых затруднений.

Сенсорная афазия характеризуется специфической глухотой. Человек не способен воспринимать чужую речь, но при этом не страдает слух. В данном случае происходит нарушение в отделе головного мозга, который несёт ответственность за восприятие речи. При этом слуховая функция не затрагивается.

При развитии такого нарушения больной может свободно говорить, но не сможет услышать то, что произносится, так как его речь теряет внятность. Слова заменяются бессмысленными звуками. Сенсомоторная афазия — это одновременно неспособность и произносить, и воспроизводить речь на слух. Такое нарушение считается самым сложным и практически не поддается лечению.

Симптомы заболевания

Сенсомоторная афазия подразделяется на два отдельных вида, которые характеризуются своими симптомами. Медики разделяют: эфферентная моторную афазию и афферентную моторную афазия.

Эфферентная афазия сопровождается возможностью человека произносить слоги, но слова из них он складывать не может.

Сложностью заболевания является то, что больной как бы зацикливается на определенных звуках, которые у него хорошо получается произносить.

И при этом у него вызывает большую сложность переключение с одной группы звуков на другую. Именно это является препятствием для нормальной речи.

Афферентная афазия проявляется тем, что пациент не может специально произнести отдельные звуки.

Но такая форма патологии характеризуется произвольным произношением отдельных звуков без особого труда для пациента.

Если такого больного попросить произнести какое-либо сочетание звуков, он сделает это не сможет. Но если понаблюдать за ним спустя некоторое время, можно услышать, как он произносит эти звуки.

Сенсомоторную афазию в медицине ещё называют афазия Брока. Она подразделяется на:

  • амнестическую;
  • семантическую;
  • тотальную.

Амнестическая афазия приводит к тому, что у слов теряется смысл для пациентов. При такой форме больной не сможет назвать предметы. происходят такие нарушения в памяти, при которых больной забывают названия предмета, но может описать его функции. Он может вспомнить наименование, если ему подскажут первые буквы.

Характерными симптомами сенсомоторной афазии являются:

  • Нарушение произношения слов.
  • Возникновение заикания.
  • Проблема в памяти и анализе разговорной речи.
  • Разговор у больного происходит не эмоционально.
  • Человек пропускает буквы при письме и речи. Он произвольно переставляет звуки в словах.

Стиль речи такого больного очень меняется. Если он адекватно может оценивать эту ситуацию, состояние усугубляется тем, что человек становится замкнутым и может впадать в депрессию.

Теряется эмоциональная окраска речи, возникают большие паузы между словами в тот период, когда он пытается вспомнить и произнести один звук.

Диагностика и лечение

В основе диагностики заболевания лежит обследование мозга с помощью МРТ и анализ полученных результатов. На МРТ можно увидеть количество поврежденных участков и определить степень повреждения.

Также больному назначают допплерографию сосудов головного мозга. Обязательно должна быть проведена оценка речи больного, для этого его просят прочитать отрывок и написать несколько слов или предложений.

В зависимости от того, в какой степени будет поражение лобной доли головного мозга, будет подбираться медикаментозная терапия. Лечение сенсомоторной афазии должна проводиться комплексное. В комплект входят как медикаменты, так и упражнения логопедического характера. В качестве препаратов применяется:

  • ноотропные препараты;
  • антидепрессанты;
  • препараты для нормализации тонуса мышц.

Особое внимание уделяется ноотропным препаратом, которые должны улучшать когнитивную функцию и нормализовать обменные процессы в головном мозге.

Лечение должно быть направлено на снижение артериального давления и восстановление клеток головного мозга. В таких случаях назначается гипотензивные препараты.

Для снятия отека мозга применяются мочегонные средства. С их помощью можно быстрее вывести жидкость из организма. В редких случаях применяется стволовые клетки.

Это универсальный способ замены замены отмерших нейронов. Такой метод считается самым эффективным.

Большую роль в восстановлении речи играют занятия с логопедом. Это один из самых главных врачей при семантической афазии. Часто восстановление речи приходится проходить с нуля. После инсульта восстанавливаться можно в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации обязательно должна быть оказана помощь профессионала.

Логопед работает по следующим методам:

  • В самом начале заболевания он знакомится с пациентом, устанавливает с ним контактах, оценивает тяжесть поражения. Очень важно, чтобы отношения было доброжелательными, иначе эффекта в лечении не будет достигнуто.
  • Все занятия с логопедом должны строиться по нарастающей. Весь материал подбирается в зависимости от тяжести патологии.
  • В самом начале занятия проводится работа по произношению отдельных слов, затем человек должен освоить понимание их в контексте. Затем это закрепляется путем упражнений, например, врач начинает фразу, но не договаривает ее, а предлагает закончить больному.
  • Все занятия должны быть построены на положительной мотивации. Врач предлагает вспоминать пациенту любимые песни, рассказы, стихи. Больному предлагают рисовать картинки по выбранной темы.

Длительность занятий должна быть не более 15 минут. Только через 2 месяца можно добавлять еще 15 минут и так доводить до полчаса. Важно, чтобы занятия проводились ежедневно. После того, как пройдет острый период, пациент может выполнять комплекс упражнений на дому.

Дополнительно

При сенсомоторной афазии могут применяться дополнительно следующие методы терапии:

  • Физиотерапевтический способ для улучшения мозгового кровообращения. Такой метод полезен для активации работы речевой мускулатуры.
  • В исключительных случаях может быть назначена операция.

Длительность восстановления у пациента будет зависеть от степени поражения и качества оказания первой медицинской помощи. Острый период может длиться до полугода.

Исключение составляет тотальная афазия. До полного восстановления может пройти более трех лет. Шансы на полное восстановление при сенсомоторной афазии зависят от наличия сопутствующих заболеваний у пациента.

Вернуть речевую функцию будет сложнее, если у пациента случилось повторное кровоизлияние, прогрессирует сахарный диабет.

Афазия — это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, семантическая, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. В любом случае незамедлительно пройдите обследование.

Крайне тяжело восстановить речь у пожилых людей. Но и у молодых людей возникают сложности с реабилитацией, если поражения головного мозга очень значительны. Важно начать лечение при появлении первых симптомов патологии и четко соблюдать все показания врачей.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/sensomotornaya-afaziya.html

Афазия

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга.

В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е.

в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Читайте также:  Инстенон: инструкция по применению, форте, таблетки, ампулы, уколы, состав

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона.

Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз.

Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р.

Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой.

В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается.

Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола.

При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи.

При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе.

При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес.

после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим.

Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками).

Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов.

Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика афазии

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).

Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения.

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем.

При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти.

Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста.

Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

Афазия моторная, сенсорна, амнестическая — симптомы, лечение

Афазия — это нарушение разговорных навыков в уже сформированной речи. Расстройство речи возникает, несмотря на то, что артикуляция и слух сохранены, больной способен воспринимать обращенные к нему слова.

Во время неврологического исследования речевых функций выделено несколько вариантов афазий, имеющих некоторые различия между собой в зависимости от того, какие участки и мозга преимущественно повреждены.

Моторная афазия или как еще ее называют афазия Брока — нарушение речи

Второе название данного вида речевого нарушения звучит как афазия Брока. Чем она характеризуется:

  • полным нарушением экспрессивности речи
  • невозможностью говорить спонтанно
  • повторением только отдельных слов, которые запомнились (речевой эмбол)
  • пониманием написанных на бумаге единичных слов или коротеньких фраз

Моторная афазия развивается вследствиепоражения нижней лобной извилины (ее задних отделов) в левом полушарии мозга.

Если данная зона разрушена частично, речь при афазии Брока возможна, но разобрать что говорит больной сложно, речь невыразительная, медленная, искаженная, с поиском нужных слов.

При афазии Брока больной переставляет слоги в словах (литеральная парафазия) и может заменять или переставлять сами слова (вербальная парафазия). Моторная афазия выражается в отсутствии в речи склонений и спряжений, фразы выстраиваются грамматически неправильно.

Данная форма заболевания проявляется в том, что человек полностью перестает понимать и воспринимать речь

При данном виде речевого расстройства человек перестает понимать речь, и свою и окружающих, то есть наблюдается нарушение слухового гнозиса. Человек слышит речь, но отсутствует ее фонематическое понимание. При сенсорной афазии речь воспринимается как «тарабарщина» или просто шум. Поскольку речевой контроль пропадает, то речь экспрессивная расстраивается вторично.

Больной «тараторит», не в силах остановиться (логорея), понять его невозможно, речь изобилует вербальными и литеральными парафазиями. Наблюдается персеверация — постоянное повторение одних и тех же звуков, слов или слогов.

Чаще всего такое расстройство речи встречается после инсульта. Из названия понятно, что в данном случае наблюдается совмещение признаков моторного расстройства и сенсорного – человек не распознает обращенную к нему речь и не инициирует собственную.

Тотальная афазия встречается у людей перенесших инфаркт и проявляется в утрате разговорных навыков

Такое расстройство также встречается после инсульта, когда наблюдается обширное поражение левого полушария мозга и абсолютная утрата рецептивных, импрессивных и экспрессивных разговорных навыков.

Больной не способен намеренно продуцировать звуки и любой контакт с ним, жестами или речью, становится невозможен.

Указанные признаки в период резидуальной фазы инсульта сохраняются, в развитии речи динамики не наблюдается.

Пациент может воспроизводить нечленораздельные звуки, либо повторять одно и то же слово, оставшееся в памяти.

Афазия после инсульта характеризуется утратой автоматизированной, номинативной и отраженной речи.

Хотя такие пациенты совершенно не воспринимают произнесенные другими людьми слова, иногда они могут осознать смысл значимых, лично для них, вопросов, и даже выполнить пару простых просьб.

Читайте также:  Утром болела голова и левый глаз - что делать?

Вышеуказанная форма речевого изъяна бывает при поражении нижних и задних частей мозга, расположенных в области висков и темени. При афазии амнестической больныесталкиваются с тем, что не помнят названий предметов и имен. Несмотря на то, что назвать предмет пациент затрудняется, он хорошо понимает, для каких целей предмет предназначается.

Если показать человеку с данной формой заболевания ложку, то он ответит – «это то, чем едят». Речь для такого больного понятна, возможно чтение вслух. Спонтанное написание для пациента недоступно, но под диктовку он с задачей справится. При амнестической афазии человек употребляет множество глаголов, и почти никогда – имена существительные.

Что происходит при семантической афазии: человек теряет способность понимать смысл сложных логико-грамматических предложений с предлогами. Например, ему непонятные такие выражения, как «стул под столом», «квадрат над кругом».

Сравнительные и возвратные словесные конструкции ему также непонятны (Саша выше Коли, но ниже Пети. Кто из них самый высокий?). Затруднительны к осознанию атрибутивные конструкции («мать сестры», «сестра матери»).

Семантическая афазия протекает без нарушения письма и чтения.

Динамическая афазия фото

Развивается при нарушениях в левом полушарии мозга (задней лобной его части). Именно в этом отделе происходит планирование, активация и регуляция всех речевых навыков. Основные речевые недостатки при динамической афазии:

  • недоступность для человека развернутых активных высказываний (внутренняя речь нарушена)
  • применение примитивных синтаксических конструкций
  • речь пациента состоит в основном из шаблонов и клише
  • пересказывая текст, больной его «рвет на кусочки», то есть пересказывает не связанные между собой отдельные фрагменты
  • больной не может уловить суть сказанного или прочитанного, однако при легкой форме данного расстройства ситуативная элементарная речь ему вполне понятна

Афферентная моторная форма — неспособность человека артикулировать звуки

Эта форма заболевания является еще одним вариантом (второй тип) моторого речевого расстройства. При афферентной моторной афазии отмечается неспособность человека артикулировать звуки. Как результат – отсутствие речи, либо ограничение ее объема. Звуки больной воспроизводит очень неточно, особенно если образовываются они одинаково.

Наиболее явным симптомом моторного расстройства второго типа является хаотичное движение губ и языка пред произнесением звука. Чаще всего нужная артикуляция так и не находится, звук произносится неверно. При грубом моторном расстройстве второго типа фазовая речь полностью отсутствует.

Артикуляционная несостоятельность больных при легких моторных нарушениях речи выражена не сильно, они могут говорить достаточно развернуто, их словарный запас не органичен. Легкое моторное нарушение не мешает речевому общению больного, наоборот, у людей с моторными расстройствами речи второго типа наблюдается высокая «словоохотливость».

Причиной эфферентно моторной формы является инсульт и поражение коры мозга

Эфферентное речевое расстройство чаще всего появляется вследствие нарушенного кровообращения после инсульта, из-за травм и опухолей головы.

При эфферентном развитии афазии страдает вся речевая система, но более всего нарушается экспрессивная речь, возникает инертность стереотипов речи паталогического характера, которая приводит к слоговым, звуковым «путаницам» и лексическим грубейшим ошибкам в речи.

Если кровообращение было нарушено резко, особенно после инсульта, эфферентное расстройство проявится полной утратой навыков речи. Для больного главная трудность состоит не в сложности повторения каждого звука отдельно, а в невозможности сложить звуки в слоги, слоги в слова. У пациента возникает аграфия: он может написать одно –два слова, но только проговаривая их по слогам.

В первую очередь требуется лечение основного заболевания, ставшего причиной утраты речи. Кроме занятий с логопедом, больному прописывают медицинские препараты, улучшающие мозговой кровоток. Близкие пациента тоже могут принять участие в процессе восстановления, следуя следующим правилам при общении с ним:

  1. Упрощать и сокращать предложения;
  2. Сохранять стиль общения как со здоровым человеком;
  3. Не поправлять речь больного;
  4. Дать время больному на формулирование предложения;
  5. Применять в общении все виды коммуникации (речь, жесты);
  6. Вовлекать больного в беседу.

Источник: http://NarHealth.ru/afaziya-motornaya-sensorna-amnesticheskaya-simptomy-lechenie.html

Сенсорная афазия — причины поражения

Сенсорная афазия проявляется проблемами речевой деятельности, возникающими в случаях поражения центров коры головного мозга и их проводящих путей, отвечающих за речь. Пациенты путают звуки, не в состоянии назвать предметы и прочее. Подобные нарушения обозначаются термином «афазия».

Сенсорная афазия — симптомы и типы заболевания

Медики выделяют основные типы заболевания в зависимости от места локализации патологии и конкретных проявлений дисфункции речи:

  1. Страдающие моторной афазией понимают обращенные к ним слова, но сами затрудняются или не могут произнести фразу либо отдельное слово. В тяжелых случаях способность говорить полностью утрачивается или сокращается до воспроизведения однотипных коротких обрывков.
  2. При сенсорной афазии, или афазии Вернике, больной может говорить, но не понимает родную речь.

При сенсорной афазии у пациентов отмечаются следующие проявления:

  • Страдающий прекрасно слышит все, что произносится, но не может интерпретировать звуки речевого потока. Слова, сказанные на родном языке, кажутся ему полнейшей бессмыслицей, как иностранная речь, как шум, лишенный информационного смысла.
  • Больные не испытывают трудностей в произнесении фраз, часто бывают многословны, но их речь бесконтрольна, обрывочна, бессвязна и лишена смысла. Она насыщена служебными словами, собственными неологизмами в ущерб глаголам и существительным.
  • Поведение больного часто возбужденное, он эмоционален и много двигается. Сильно раздражается из-за того, что его не понимают, но сам не в состоянии оценить неинформативность своего речевого потока.
  • При нетяжелых формах патологии больной понимает и выполняет отдельные простые команды. Эта особенность позволяет медикам дифференцировать сенсорную афазию от заболеваний, связанных с нарушениями слуха или психики. Страдающий улавливает в речевом потоке отдельные слова, может точно повторять фразы, однако общее содержание речи остается для него непонятным.
  • Патологии часто сопутствуют нарушение зрения — гемианопсия, когда выпадает правая половина или верхняя четверть поля зрения обоих глаз. Ограничена подвижность лицевых мышц справа.

С течением болезни могут появляться новые очаги поражения, вызывая дополнительные речевые нарушения.

Посмотрите видеоролики этой теме

Формы данного заболевания

На практике смешанные формы встречаются чаще, чем моторная или сенсорная афазия в «чистом» виде. Дополнительно выделяют следующие виды патологии:

  • транскортикальная сенсорная, или семантическая. Трудности и ошибки возникают при восприятии сложных лексико-грамматических конструкций, особенно отражающих пространственные взаимоотношения;
  • проводниковая. Проблемы появляются при попытках повторения предложений за доктором, а также при чтении вслух;
  • амнестическая, которая встречается при прогрессировании болезни Альцгеймера.
  • при акустико-мнестическом варианте пациент различает фонемы, но не может образовывать из них слова, особенно существительные. Речь бедная, изобилующая местоимениями. Несколько затруднено понимание услышанного и прочитанного.
  • больные оптико-мнестического подтипа успешно узнают предметы, но не могут припомнить их названия без дополнительной подсказки.
  • наиболее тяжелый сенсорно-моторный вариант афазии возникает после инсультов, когда имеется большой очаг поражения. При этом нарушении пациент не в состоянии понять речь и сам затрудняется что-либо произнести. Сенсорно-моторная афазия часто бывает тотальной ввиду полной утраты речевой функции.

http://feedmed.ru/bolezni/nervnoj-sistemy/sensornaya-afaziya.html

Личный опыт восприятия речевого потока утрачивается из-за нарушений в нормальной работе корковой части слухового анализатора, который располагается в височной доле коры головного мозга.

Слуховой анализатор отвечает за переработку и анализ сигналов, поступающих из внешнего мира. Сбои в его функционировании вызывают:

  1. Различные виды инсультов.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Новообразования.
  4. Аневризмы сосудов головного мозга.
  5. Последствия энцефалита и других инфекций.
  6. Некоторые психические расстройства.

К провоцирующим факторам относятся пожилой возраст, наследственность, гипертония, пороки сердца.

Видео по данной теме

Достаточно долгий и трудоемкий процесс, лечение сенсорной афазии включает в себя занятия у врача-логопеда, прошедшего специальную подготовку.

Коррекционная работа направлена на восстановление слухового восприятия и понимания речи, а также чтения и письма.

Взаимодействие доктора и пациента осложняется трудностью общения с человеком, который не интегрирует смысл из звуков родного языка.

Терапия этого патологического состояния включает:

  • Медикаментозные средства: ноотропные и нейротрофические препараты, витаминотерапия.
  • Дополнительные лекарства прописывают в зависимости от причин, вызвавших появление патологии.
  • Показаны занятия лечебной физкультурой, массаж, физиотерапевтические процедуры.
  • В восстановительной терапии используют специализированные компьютерные программы, помогающие улучшить речевые способности.
  • В домашних условиях пациенту необходима доброжелательная комфортная атмосфера и терпение близких. Родные поспособствуют речевой реабилитации, если будут чаще разговаривать с больным, при этом четко и размеренно произнося простые фразы, вовлекая в общую беседу и внимательно выслушивая его мнение.

Посильное участие в домашних делах также несет положительный эффект.

Рекомендуемые специализированные упражнения

С лечебной целью рекомендуются следующие упражнения:

  • Работа с предметными картинками: классификация изображений по их названиям, признакам, общим категориям.
  • Выбор правильного наименования из нескольких предложенных.
  • Дифференциация близких по звучанию слов.
  • Соотнесение изображений и текста: составление рассказов по сюжетам картинок.
  • Ответы на вопросы: сначала получают односложные ответы, затем отрабатывают диалоги от простых к более развернутым.
  • Чтение и письмо: начинают с отдельных букв и слогов, которые затем складывают в слова. Затем пишут несложные диктанты. Чтение вслух начинают с небольших текстов, постепенно переходя к более пространным произведениям. Осваивают пересказ, отвечают на вопросы по содержанию текста.

Что почитать

Афазия после инсульта

Если патология развилась в результате инсульта, коррекционные логопедические занятия начинают с первых недель, как только позволит лечащий врач.

На начальном этапе реабилитации медики рекомендуют опираться на речевые стереотипы: порядковый счет до десяти, пение популярных песен, припоминание известных стихотворных строк.

Для таких больных очень важна поддержка родных. Здесь необходимо осознать, что быстрого восстановления ждать не следует.

Старайтесь концентрировать внимание на достижениях, пусть самых маленьких.

Позитивная обстановка способна сократить восстановительный период.

Чем раньше были начаты лечебно-коррекционные мероприятия, чем слаженнее совместная работа доктора, пациента и его семьи, тем прогноз благоприятнее.

В медицинской практике имеются примеры значительного улучшения речевой способности, даже если сенсорная афазия возникает при поражении большого объема головного мозга (после травм и мозговых кровоизлияний).

Особенности питания при сенсорной афазии

Курс лечения сенсорной афазии очень долгий и трудный, поэтому, начиная лечиться, больной и вся его семья должны хорошенько подготовиться к тяжелой битве за здоровье. Чтобы достичь 100% результата от лечения, нужны не только постоянные занятия с логопедом, психологом и неврологом, но и полезное, здоровое питание. Конечно же, во время лечения головной мозг больного постоянно работает.

Больной может часто сидеть в одном положении за изучением букв или чтением какой-нибудь книги. Именно по этой причине рацион больного сенсорной афазией должен быть особенным. У человека с таким заболеванием должно быть пятиразовое питание, то есть он должен употреблять пищу в небольшом количестве и часто.

В питание рекомендуется ввести такие продукты, которые способствуют хорошей работе головного мозга, например, такие:

  • креветки и нежирная рыба; как известно, все морепродукты насыщают организм жирными кислотами, которые способствуют хорошему вниманию и памяти;
  • репчатый лук – он прекрасно преодолевает усталость и нервное напряжение, а также разжижает кровь, что еще больше снабжает мозг кислородом;
  • орехи отлично успокаивают нервную систему, из-за большого содержания в них витамина B; свежие фрукты и ягоды, особенно авокадо, бананы, черника, клюква, клубника капуста, свекла, шпинат, лимон, ананас и другие;
  • нежирное мясо (говядина, курица);
  • молочно-кислые продукты (творог, йогурт, кефир);
  • бобовые, злаковые культуры и макаронные изделия.

Завтрак больного данным заболеванием должен состоять из 20% дневного рациона, например, мюсли с йогуртом, каша, яйцо вареное, хлеб второго сорта и фрукты.

На полдник можно немного перекусить каким-нибудь фруктом или же съесть 100, 200 грамм любых орехов и попить питьевой йогурт, кефир, чай с лимоном.

Обед должен состоять из 40% дневного рациона, например, свежий салат из овощей, кусок нежирного мяса с картофелем, каша, компот из свежих ягод или сок. На ужин прекрасно подойдет кусочек нежирного мяса или рыбы, овощной салатик, какой-нибудь фрукт, кефир.

Весь вышеописанный рацион помогает хорошо функционировать головному мозгу, что способствует быстрой реакции, мышлению, а значит скорейшему избавлению от такой неприятной болезни и приобретению полноценной речи.

Лечение сенсорной афазии народными средствами

В настоящее время народных средств против такого недуга нет. Данное заболевание можно вылечить только ежедневными занятиями с логопедом. Самым эффективным методом лечения сенсорной афазии является дельфинотерапия, иппотерапия (лечение лошадьми) и фелинотерапия (лечение кошками).

Расскажем подробнее о таких методах:

  1. Иппотерапия (лечение лошадьми). Во время присутствия больного рядом с лошадью, у него начинает успокаиваться нервная система, что считается единственным преимуществом от занятий с логопедом, способствующие иногда волнению человека и торможению лечения. Общение с лошадьми у больного вызывает много радостных эмоций, которые помогают нормализовать работу мозга, что, в свою очередь, восстанавливает иммунную систему. Известно, что когда больной приходит на такие занятия, то его покидают все проблемы, он начинает хорошо говорить и понимать речь окружающих. А в дальнейшем он начинает понимать все и говорить, даже в другой местности. Кроме эмоционального общения, катание верхом на лошади развивает у больного моторику, которая восстанавливает клетки мозга. Если все это совмещать, то спустя несколько таких занятий можно достичь превосходных результатов и человек сможет вернуться к привычной жизни.
  2. Дельфинотерапия. Нередко дельфинов используют в медицине и психотерапии. Во время общения с дельфинами у человека стабилизируется психоэмоциональное состояние, снимается психологический стресс. Терапия дельфинами – это не только прекрасный способ избавиться от данной болезни, но и восстановиться после различных экстремальных условий, например, ураганов, землетрясений и прочее.
  3. Фелинотерапия. Многие наверняка знают, что кошки — это самые ласковые животные, способны успокоить и порадовать после нервных напряжений. А спокойная обстановка в компании с кошкой положительно влияет на клеточки головного мозга, давая им быстрее восстанавливаться, что способствует скорейшему выздоровлению.
Читайте также:  Как контролировать стул лежачего больного: рекомендации

А также можно добавить, что общение с такими животными играет не только лечебную роль, но и вырабатывает у человека желание заботиться и любить животных.

Последствия и осложнения сенсорной афазии

Если сенсорную афазию не лечить, то самое первое и страшное осложнение – это полное отсутствие речи, а также неумение писать, читать и понимать речь окружающих.

Однако если возникла акустико-гностическая афазия, произошедшая у ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, то это может принести страшное осложнение в виде полного отсутствия речи или же к дальнейшему грубому изменению речевого развития.

Неожиданное излечение моторной афазии может привести к заиканию.

А также если долгое время не лечить такую патологию, то она в дальнейшем может привести к следующим последствиям:

  • развитие необратимых дефектов речи;
  • затрудненное адаптирование в обществе, больной становится изгоем;
  • летальный исход.

Обязательно помните, что сенсорная афазия – это опасное поражение головного мозга, требующее незамедлительного лечения. Такая проблема считается только следствием более страшной болезни, которая всегда нуждается в долгом курсовом лечении, а иногда и хирургической операции.

Профилактика сенсорной афазии

Как уже упоминалось выше, лечение сенсорной афазии — это процесс очень долгий и трудный, который требует вмешательства логопеда, а также невролога, психолога и всех близких родственников. Полноценная речь у пациента восстанавливается намного быстрее, если своевременно начать курс лечения медикаментами и логопедическими занятиями.

Насколько будет успешен прогноз восстановления речи, можно сказать после локализации размеров зоны нарушения, стадии речевого расстройства, начального времени восстановительного обучения. Также это зависит от возраста и основных показателей здоровья пациента. Наиболее хорошие результаты в основном отмечаются у молодых пациентов.

Так что, чтобы не стать жертвой такого страшного и неприятного заболевания, надо при первых признаках неожиданных болей в голове провериться у специалиста, чтобы заранее выявить все проблемы, а также своевременно выявить небольшие опухоли головного мозга. Еще в качестве профилактики рекомендуется постоянно следить за артериальным давлением, чтобы обезопасить себя от нарушений мозгового кровообращения.

А вот такие причины сенсорной афазии, как опухоли, различные травмы, припадки, судорожное состояние и другие, профилактическим методам не подаются. А главное, чтобы не развить сенсорную афазию, следует как можно лучше беречь голову от разных даже небольших травм, расстаться с негативными привычками, правильно питаться, не впадать в депрессии и избегать стрессов.

ПОДЕЛИСЬ И РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Источник: http://FeedMed.ru/bolezni/nervnoj-sistemy/sensornaya-afaziya.html

Афазия

Афазия — это полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением речевых центров коры головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевых мышц (языка, губ, гортани).

Афазия возникает при кровоизлияниях в мозг, тромбозе сосудов мозга, абсцессах, черепно-мозговых травмах и т. д. Афазия часто сопровождается расстройством чтения — алексией, письма — аграфией, счета — акалькулией.

В зависимости от зоны поражения развиваются  различные  формы  афазии.

Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии речь полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы.

Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи (словесная глухота) при сохранении способности говорить.

В легких случаях больной еще понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте рот», «покажите язык»).

В противоположность больным с моторной афазией эти больные бывают болтливы, но так как они не понимают и своих слов, они теряют контроль над своей речью, и она тоже нарушается, появляются замены букв, слогов и даже целых слов.

Семантическая (смысловая) афазия характеризуется нарушением понимания смысла фраз, которые связаны между собой предлогами, союзами и т. д.

Больные хорошо говорят, понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу в таких словосочетаниях как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш.

Семантическая афазия часто сочетается с амнестическими расстройствами  речи.

При амнестической афазии больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это — чем едят», «это — чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.

При тотальной афазии больной не говорит и не понимает речь. Чтение и письмо совершенно невозможны.

При всех формах афазии необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом. Нужно помнить, что афазия не является психическим расстройством, и эти больные не подлежат лечению  у  психиатров.

Афазия (от греч. aphasia — утрата речи) — нарушение речи в связи с изменениями в пределах либо собственно второй сигнальной системы (И. П.

Павлов), осуществляющей анализ и синтез слов, представляющих собой «сигналы сигналов», либо соотношений второй сигнальной системы с первой. Таким образом, из афазии исключаются дизартрии (см.

) и те нарушения речи, которые зависят от глухоты (глухой не слышит речи, при афазии больной слышит ее, но не понимает ее смысла, не воспринимает слово как «сигнал сигналов»).

Во второй сигнальной системе, так же как и в первой, имеются афферентные и эфферентные части; слово не только произносится человеком для общения с себе подобными, но и воспринимается им.

Поэтому можно говорить об экспрессивной речи, которая включает как устную, так и письменную речь (при последней написанное или напечатанное слово является таким же «сигналом сигналов», но осуществляется движениями кисти и воспринимается зрением), и импрессивной речи — понимание речи по слуху и чтение.

Речевой процесс един, но он может быть нарушен в различных своих звеньях, в соответствии с чем афазические расстройства характеризуются большим многообразием.

Нарушенной может быть преимущественно экспрессивная (моторная афазия) или импрессивная речь (сенсорная афазия), устная речь (собственно афазия) или письменная (алексия — нарушение чтения, аграфия — нарушение письма).

Исследование афазических нарушений. Устная речь. Исследование повторной речи (буквы, слова, фразы), рядовой речи (числовой ряд, перечисление дней недели, месяцев и т. д.), называние показываемых предметов, разговорная речь (ответы на вопросы), рассказ.

При исследовании необходимо обращать внимание на желание или нежелание говорить, на бедность речи или многоречивость (логорея). При амнестической афазии выпадают конкретные обозначения, названия предметов. При моторной афазии страдает главным образом грамматическая структура речи (падежи и склонения) — так называемый аграмматизм.

Литеральная парафазия характеризуется перестановкой или заменой букв в слове, вербальная — заменой слов в предложении.

Письменная речь. Больному дают списывать, писать под диктовку, писать заученные ранее слова, названия показываемых предметов; писать ответы на задаваемые устно или письменно вопросы, рассказ на заданную тему, пересказ литературного произведения.

Понимание устной речи.

Понимание смысла слов, фраз, показывание называемых предметов, понимание и выполнение простых и сложных (многозвеньевых) инструкций (необходимо исключить апраксию), понимание рассказа с простым содержанием и сложного в смысловом отношении. Весьма важно определить диффузность восприятия речи, для чего предназначаются фразы и инструкции с нелепым содержанием, с лишними словами, грамматическими и синтаксическими неправильностями и т. д.

Чтение. Отдельно исследуют чтение вслух и понимание прочитанного про себя, так как возможны случаи, когда эти функции нарушаются более или менее независимо друг от друга. Исследуют также музыкальную речь как экспрессивную, так и импрессивную (слуховую и зрительную). Нарушения музыкальной речи носят название амузий.

Синдромы афазии. В тех случаях, когда очаг поражения очень велик (инсульт, травма) и имеется начальная стадия поражения (диасхиз, иррадиация торможения), нарушение охватывает все стороны речевого процесса и возникает тотальная афазия.

Тотальной афазия иногда остается и в дальнейшем, но во многих случаях речь в той или иной мере восстанавливается и выявляются синдромы, обнаруживающие диссоциацию речевых функций, что в более легких случаях может наблюдаться и в начальной фазе заболевания.

Основные формы афазий, характеризующиеся диссоциированным нарушением речи, составляют моторная, сенсорная, проводниковая, амнестическая афазия, алексия.

Сенсорная афазия (афазия Вернике). Основной симптом — нарушение понимания устной и письменной речи. В тяжелых случаях больной относится к речи, как к любому шуму, не имеющему смыслового значения. В менее тяжелых в хаосе звуков он все же улавливает отдельные слова — наиболее обиходные, особенно свое имя.

Экспрессивная речь также нарушена, но совершенно иначе, чем при моторной афазии. При последней больной говорит неохотно и мало, при сенсорной афазии он излишне многоречив (логорея), говорит плавно, без напряжения. Однако эта многоречивая продукция может быть столь богатой вербальными парафазиями и персеверациями, что речь становится совершенно непонятной.

Больной не понимает прочитанное и устную речь, правильно улавливает в тексте только отдельные, самые привычные слова. В более редких случаях при «чистой» (субкортикальной, по Вернике) сенсорной афазии устная и письменная речь, а также понимание прочитанного (внутренняя речь) сохраняются, нарушается только понимание устной речи.

Наблюдаются и такие случаи сенсорной афазии (транскортикальная сенсорная афазия, по Вернике), когда сохраняется повторение при нарушении понимания устной речи.

Проводниковая афазия характеризуется, по Вернике, парафазиями, нарушениями повторения, чтения и письма при сохранении понимания речи и списывания.

При амнестической афазии больной «забывает» названия предметов при хорошо сохраненной структуре предложений и отсутствии парафазий. Тем же «забыванием» обозначений характеризуется и письменная речь.

Алексия, как и аграфия, наблюдается в той или иной степени в большинстве случаев моторной и сенсорной афазии, но встречается иногда и изолированно, в виде «чистой словесной слепоты»: больной видит написанное слово, но не понимает его смысла.

Топикодиагностическое значение афазических синдромов.

Характер афазических синдромов определяется местом поражения, характером патологического процесса, общим состоянием, особенно состоянием васкуляризации мозга, возрастом больных, их преморбидным состоянием, типом высшей нервной деятельности.

При моторной афазии поражение всегда локализуется в зоне распределения передних ветвей левой (у правши) средней мозговой артерии, наиболее часто (хотя не всегда) с поражением извилины Брока.

Сенсорная афазия возникает при поражении левой (у правши) височной области.

И в таких случаях нельзя говорить о какой-либо узкой локализации в пределах этой зоны, хотя все же поражение чаще всего обнаруживается в заднем отделе верхней височной извилины (задний отдел поля 22).

Амнестическая афазия чаще наблюдается в тех случаях, когда очаг располагается в переходной височно-теменно-затылочной подобласти (поле 37), чистая алексия — при поражении угловой извилины (поле 39).

Течение и прогноз афазии зависят в основном от характера основного заболевания. Как временное явление афазия возникает в редких случаях в течение приступа мигрени или в связи с эпилептическим припадком.

Прогноз при прочих равных условиях более благоприятен при сенсорной афазии, чем при моторной, и гораздо благоприятнее в молодом возрасте, чем в пожилом.

Терапия должна быть направлена на лечение основного заболевания, большое значение имеют и специальные мероприятия — систематические упражнения в речи и письме.

Источник: http://www.medical-enc.ru/1/aphasia.shtml

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector