Дневник восстановления речи

Как восстановить речь после инсульта

Дневник восстановления речи

Различные нарушения речевой функции — частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.

Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.

Почему человек теряет способность говорить?

Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.

Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы.

Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.

Типичные центры речи у человека

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

Другие нарушения речи

В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.

Другой вариант — отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.

Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.

Как развивается потеря и восстановление речи

В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.

Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.

Далее пациент начинает произносить отдельные звуки, не умея соединить их в слова. Чтобы заново научить пациента артикуляции, требуется время.

Советы и приемы логопеда

Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.

Несколько советов для родственников:

Также вы можете прочитать:Реабилитация после инсульта в домашних условиях

  1. Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
  2. Не допускайте к нему безразличных людей.

    Все эмоции должны быть добрыми.

  3. Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
  4. Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
  5. Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.

Способы работы логопеда

Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.

  • Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
  • Задания усложняются постепенно.
  • Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
  • Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
  • Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
  • Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
  • Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.

Врач называет словами изображенные предметы, пациент вспоминает их значение и пытается произнести

Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.

https://www.youtube.com/watch?v=W042kSSv4lI

В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.

Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей.

Какие упражнения можно выполнять дома

Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения — до 10.

  1. Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
  2. Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
  3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.

Важно объяснить больному значение и методику упражнений

«Языковые» упражнения:

  • скрутить язык в «трубочку»;
  • при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
  • упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
  • облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
  • такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
  • закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
  • «цокать», соприкасаясь с небом;
  • пытаемся достать кончика носа и подбородка.

Рекомендуется заканчивать «урок» заданиями, улучшающими настроение:

  • посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
  • широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.

Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга.

Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью.

При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.

Источник: http://serdec.ru/lechenie/kak-vosstanovit-rech-posle-insulta

Как восстановить речь после инсульта?

У многих людей, которые перенесли инсульт, нередко возникают определенные проблемы с речью.

Носят они совершенно разный характер, но все подобные сбои характеризуются таким понятием, как афазия. Особенности и уровень нарушения речевой функции прямо зависят от степени поражения мозга.

Если регулярно заниматься, можно достаточно быстро восстановить свою речь, пусть и не в полном объеме. Самое главное знать, что предпринять и какие упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях можно и нужно проводить.

В данной статье вниманию представлена информация относительно того, как полностью восстановить речевые функции после инсульта.

Основные виды нарушения речи

Более точно определить вид речевого расстройства и какого плана нарушения произошли в организме, может только специалист. Как правило, это профессиональный логопед.

В процессе обследования врач может определить следующие виды нарушения речи:

  1. Сенсорная, при которой человек не понимает речь, ничего не воспринимает и совсем не различает звуки.
  2. Моторная. Здесь речь воспринимается вполне адекватно, но при этом человек не в состоянии самостоятельно издать ни звука.
  3. Амнестическая. Человек после инсульта не может вспомнить, как называются предметы или действия, по этой причине не может их произнести.
  4. Динамическая. При развитии ее теряется связь, возникающая между словами.
  5. Семантическая. Это самая легкая форма, которая выражается просто в неспособности понять смысл сложных предложений и пословиц.

При любой форме послеинсультной потери речи нужно наблюдаться у логопеда. Врач назначит специальные упражнения и расскажет об эффективных методах ее восстановления.

Врач будет прослеживать динамику процесса и вносить соответствующие изменения, направленные на решение вопроса, как вернуть речь.

Если своевременно начать восстановительные процессы, такие неприятные симптомы, как потеря возможности разговаривать и невнятная речь, достаточно быстро уходят, и человек начинает полноценно общаться с окружающими.

Когда требуется восстанавливать речь?

С вопросом, можно ли восстановить речь после инсульта, все понятно, да это вполне возможно. Следующим вопросом, которым задаются сами пациенты и их близкие, является начало восстановительного процесса, то есть в какое время нужно начать процесс восстановления речи.

Здесь можно отметить, что на полное или максимально частичное восстановление речи после инсульта в среднем тратится достаточно много времени. В некоторых случаях терапия занимает несколько лет, нередко положительного результата можно достигнуть примерно через три месяца.

Можно восстановить речь полностью после того, как она была серьезно затруднена или полностью отсутствовала.

Чем раньше начать лечебные и восстановительные мероприятия, тем большего положительного результата можно будет достигнуть.

Пациенту будут обозначены особенности упражнений, частота занятий, возможность комбинирования и чередование разных методик. При самостоятельном восстановлении речи, важно опираться на рекомендации специалистов и первые занятия проводить под его контролем.

Самолечение в данном случае не приведет к положительным результатам в решении такого вопроса, как восстановить речь после инсульта.

Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях, особенно на первоначальных этапах, лучше проводить под контролем специалистов. Это важно по той причине, что в процессе восстановления необходимо придерживаться определенных правил.

Среди самых основных правил и условий, которых четко придерживается специалист, можно отметить:

  1. Люди, перенесшие инсульт, часто находятся в депрессивном состоянии. По этой причине разговаривать в ними нужно, не замечая никаких проблем с речью. Очень важно прийти к убеждению, что без специальных упражнений и регулярных занятий восстановить речь не получится.
  2. В процессе занятий с больным человеком нужно помнить о том, что одновременно с речью может быть нарушен и мыслительный процесс.
  3. При разговорах нужно проявлять максимальное терпение, так как человеку будет сложно сосредоточиться на произнесении определенных звуков. В процессе занятий больного нельзя перебивать, а также договаривать раньше времени за него слова.
  4. В процессе занятия нескольким людям не нужно разговаривать одновременно.
  5. Если какое-то слово произнести не получается, стоит пропустить его, отвлечь пациента или перейти на иную тему разговора.

Даже если по началу процесс восстановления идет сложно, не стоит опускать руки. Здесь важно постоянство и регулярность.

Программы по восстановлению речи

Перед началом курса восстановления речи в домашних условиях под руководством специалиста или самостоятельно, требуется составить программу мероприятий, которые будут направлены на лечение сбоя в речи.

В процессе составления подобной схемы, врач идет в двух направлениях:

  1. Медикаментозное лечение, когда назначаются таблетки для улучшения речи после инсульта. Это особая терапия, основное действие которой направляется на предупреждение разных осложнений и рецидивов, на восстановление пораженного отдела нервной системы и на улучшение общих мозговых структур.
  2. Занятия по речи с логопедом или по его инструкции и под его периодическим контролем.

Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта назначаются в обязательном порядке, так как без этого просто невозможно вернуть нормальную речь.

Стоит отметить, что это могут быть не только слова и предложения, но также восстановление общей моторики. Подобные упражнения также оказывают влияние на общую скорость восстановления речи после приступа.

Основные упражнения при нарушениях речи

Современная медицина предлагает большое количество разных методик, направленных на восстановление основных речевых функций. Профессиональный логопед подберет особую методику для каждого конкретного случая.

Вот самые популярные и действенные упражнения, которые помогут достаточно быстро восстановить речь после инсульта:

  1. Упражнения с применением кубиков, с карточками лото, на которых изображаются буквы, цифры или разные картинки. Пациенту нужно называть обозначенную на предмете информацию. Изначально работа осуществляется с буквами, потом со словами, а потом с предложениями.
  2. Можно использовать подписанные изображения, которые человек будет читать по буквам. Подобные подписи лучше делать отдельно от изображений, чтобы пациент имел возможность подбирать к каждой картинке свое индивидуальное название. С каждым занятием количество таких картинок нужно увеличивать.
  3. При моторной афазии нужно делать специальные артикуляционные упражнения при помощи языка, губ и мышц лица. В таких занятиях стоит задействовать как можно больше мышц. Нужно использовать большое количество разных упражнений, делая их максимально разнообразными. В процессе развития такие упражнения можно дополнять звуками.
  4. При сильной афазии можно использовать проговаривание определенных последовательностей. Это может быть алфавит, порядок чисел и дни недели. Больному в процессе первых занятий стоит повторять движения ртом и губами, а потом начинать произносить слова вместе с напарником.
  5. Если уровень нарушения речи не очень серьезный, можно заниматься вычиткой небольших текстов, их пересказыванием, потом можно произносить скороговорки для развития речи и дикции взрослых после инсульта.
  6. Очень хорошо при восстановлении речи помогают занятия письмом. Это идеальная возможность восстановить не только речевой аппарат, но также работу рук.
  7. Особого положительного эффекта можно добиться в процессе пения любимых мелодий

Источник: http://lechenie-narodom.ru/uprazhneniya-dlya-vosstanovleniya-rechi-posle-insulta-v-domashnih-usloviyah/

Про прививки! Очень ВАЖНО!!! ПЕРЕПОСТ

16 марта, 22:20

Этой темой я занимаюсь больше 20 лет. И как школьная медсестра, которая замечала чересчур много “нестыковок” в рядовой прививочной деятельности для детей с 7 до 16 лет (через меня прошло более 2500 школьников). И как мама четверых детей и “домашний доктор” для своих многочисленных племянников, а теперь и для внуков.

Начну с главного.

Иммунная (защитная) система каждого человека – одна из самых сложных, многокомпонентных и тончайших систем нашего организма.

Общеизвестно, что каждый человек по-своему реагирует на любую бактерию или вирус; по-разному каждый из нас переносит заболевание, переливание крови, операцию…; восстанавливается после таких нагрузок организм тоже у каждого по-своему… Т.е.

нашему иммунитету приходится решать массу разнообразнейших задач – от «аллергической реакции» до… «вынашивания ребенка»! И происходит это очень индивидуально.
На формирование нашего иммунитета (который не бывает «постоянной величиной») влияет много факторов, в том числе и наш образ жизни, и стрессы, и болезни, и наша собственная микрофлора, и…прививки.

Как известно, под прививкой понимается СПЕЦИАЛЬНОЕ внедрение в организм какого-либо антигенного материала (в виде вакцины) – для того, ЧТОБЫ ОРГАНИЗМ ВЫРАБОТАЛ АНТИТЕЛА к этому заболеванию.

Тогда повторная встреча с этой инфекцией происходит более спокойно: человек или не заболевает или переносит данную болезнь достаточно легко.

Это общепринятое описание действия прививки (то, чего ждут от неё).

Искусственные прививки (как и антибиотики) – важное достижение нашей науки. Поэтому я отношусь к ним с уважением. Однако никак не могу согласиться с той СИСТЕМОЙ проведения прививок, которая сейчас существует в нашей стране. Попытаюсь объяснить своё сегодняшнее отношение к вакцинопрофилактике (т.е. профилактике инфекционных заболеваний с помощью вакцин), основываясь на собственном опыте и доступной мне информации.

Итак, по моему опыту – в том числе 7-летнему опыту работы в медицинском кабинете школы (более 1800 детей), где основная работа сводилась к охвату детей прививками и реакцией Манту, – естьдва разных подхода родителей к вопросу о прививках:

1. «Пусть специалисты решают, когда и какие прививки делать – им виднее». Таких родителей большинство и они полностью доверяют медикам.

2. «Мы хотим сами разобраться в этом вопросе» – такие родители требуют от специалистов подробного разъяснения по каждой планируемой прививке. Чаще всего такие родители отказываются от прививок, либо делают их по индивидуальному плану.

Сама я проходила разные этапы взаимоотношений с прививками.

Во время учебы в медучилище я больше склонялась к подходу № 1. И спорила с БП о необходимости прививок… Тем более, что заболевания-то – Дифтерия! Столбняк! Полиомиелит! – кто же хочет, чтобы ребенок ими болел?! Как же не прививать?! – так думала я…
Однако жизнь заставляла всё больше склоняться к подходу № 2 – уж слишком много возникало вопросов, на которые никто из врачей толково ответить не мог. Обсуждать эти вопросы в нашей поликлинике не приветствовалось, а рассуждать об этом с «непосвященными» считалось недопустимым – мол, чего могут понять «немедики» ?! Кроме того, работая «внутри» государственной системы профилактической медицины, было просто некогда ни возражать, ни выяснять, ни доказывать что-либо: всё налажено, отработано – записи, отчеты, цифры, проценты… – только успевай!
Со временем количество вопросов и «несостыковок» относительно вакцинации в моей практике накопилось немало. Расскажу о нескольких.

Читать далее →

Источник: https://www.BabyBlog.ru/user/lenta/id1249551

Потеря и удивительное восстановление речи

Да, можно. Такой случай имел место в моей практике несколько лет назад, когда я еще работал на заводе. Одна знакомая по цеху привела ко мне свою подругу, страдающую потерей речи на протяжении более полугода.

Куда только она не обращалась в поисках восстановления своего здоровья! Ее лечили экстрасенсы, врачи психотерапевты, психиатры, неврологи. Все безуспешно. Самое интересное, что она не могла связно говорить, но в ответ на вопросы только мычала.

Как пояснила ее подруга, потеря речи произошла после какого-то сильного стресса.

Я согласился молиться за эту женщину. В первый же день лечения проявилось некоторое улучшение ее состояния: она сумела в ответ на мои вопросы связать несколько слов. На второй день восстановление речи прогрессировало: она уже смогла произнести вслух  несколько простых фраз. На третий день ее речь была полностью восстановлена.

Трудно объяснить внутренние процессы восстановления человеческого организма, да и не под силу человеку это сделать. Утрата человеком какой-то нужной функции всегда является для него личной трагедией. Но всегда есть надежда! В Священном Писании сказано: “Просите, и дано будет вам.

Стучите и отворят. Ищите и найдете.” Очень важно человеку не терять надежду на исцеление, никогда не сдаваться болезни.

Ведь Создатель наш вложил в человека удивительный механизм восстановления и дал инструкцию в виде Библии, как правильно использовать на практике этот чудесный дар Божий.

Верующим людям этот механизм предельно ясен. Человеку веры не надо надмеваться своим умом, пытаясь анализировать свои ощущения и чувства. Он просто принимает свое исцеление верою, основываясь на обетовании (обещании) Бога, сказанном в Библии. Все предельно просто! Только веруй и получишь ожидаемое.

Современному и образованному человеку нынешнего века, живущему своим аналитическим умом, сложно понять простоту Евангелия в отношении восстановления здоровья человека. Это можно познать только сердцем, будучи уверовавшим в крестную смерть и воскресение Иисуса Христа для нашего прощения и оправдания перед Богом.

Воля Божья на наше исцеление, восстановление, возрождение проявлена через Сына Его Иисуса Христа, когда Он, еще живя на земле, являл милосердие к людям: освобождал больных от их немощей, изгонял бесов из одержимых, воскрешал преждевременно умерших. Иисус всегда творил волю Отца и это записано в Библии.

Дорогой человек, истина в том, что не человек исцеляет человека, а наш любящий Создатель. Только Он способен корректировать, обновлять, восстанавливать всего человека Своим Духом. Конечно, Он использует для исцеления  людей, но только, как Свои сосуды, как инструмент в руках опытного и мудрого Врача.

Он допустил на земле институт медицины, и это хорошо. Он также использует для исцеления людей помазанных мужей Божьих, наделяя их особыми дарами исцеления. Он взращивает на земле целебные травы для оздоровления. У него множество способов помочь своему созданию.

В любом случае, благодарение за исцеление должно воздаваться Ему и только Ему.

А сейчас я хочу помолиться за восстановление людей, страдающих полной или частичной потерей речи.

 Молитва за восстановление речи

Дорогой Отец Небесный! На руках молитвы я приношу Тебе этих драгоценных для Тебя людей, страдающих потерей речи.

Во имя Господа Иисуса Христа я связываю тебя, всякий дух немоты, и повелеваю тебе убраться вон из каждого, кто сейчас читает эту молитву.

Дух Святой, снизойди  на болящего прямо сейчас.

Наполни Твоей Божественной благодатью, изгони всякую тьму. Помажь Своим исцеляющим елеем органы речи и восстанови их.

Сказано: “Господь – солнце правды, и в лучах Его исцеление наше.”

Иисус Христос, освети Своими лучами каждого, кто нуждается сейчас в исцелении.

Твой свет – это жизнь для людей.

Твоя жизнь, как могучая река, да заполняет болящего и восстанавливает его полностью.

Благодарю Тебя, Отец Небесный, за полное восстановление речи у этих драгоценных душ.

Хвала Тебе и слава вовеки. Аминь.

А сейчас, прочитав эту молитву, немедленно начните делать то, что прежде не могли. Пусть это будет еще что-то несвязное, непонятное, главное, начните действовать по вере в Слово Божье. Как написано: “Встань спящий и воскресни из мертвых и осветит тебя Христос.”

Для более полного ознакомления с принципами Божественного исцеления рекомендую  посетить молитвенную комнату ссылка и виртуальный кабинет онлайн-исцеления ссылка.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте  

Всего доброго. С уважением, Вячеслав Ерогов

Эта запись была опубликована в рубрике Чудеса исцеления и отмечена метками Бог целитель, ранами Его, свидетельства, чудеса исцеления. Добавить в закладки ссылку.

Источник: http://chydesa777.ru/poterya-i-vosstanovlenie-rechi/

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях: упражнения | | Женский журнал

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр.

Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт.

Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией.

Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е.

после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего.

После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях.

В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  • Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  • Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  • Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  • Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.
  • Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение.

    Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык).

    Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

    На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

    В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

    Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

    Источник: http://mir-zhenshin.ru/kak-vosstanovit-rech-posle-insylta-v-domashnih-ysloviiah-yprajneniia/

    Как можно восстановить речь после инсульта

    Больной после инсульта нуждается в реабилитации

    Человеку после инсульта необходимо все силы направить на восстановление своего здоровья независимо от причины болезни. После медикаментозного лечения реабилитация полностью зависит от степени тяжести инсульта и состояния больного.

    Специалисты определяют какие участки мозга повредились и составляют индивидуальную программу реабилитации. Одним из самых распространенных постинсультных расстройств является нарушения речи. Обычно оно появляется вместе с дефектами физической двигательности.

    Речевые расстройства могут быть разных видов и проявляются индивидуально. Поэтому для их восстановления подбирают специальные методики, которые применяются на практике сразу после разрешения лечащего врача.

    Степень нарушения зависит от пораженной зоны мозга. Для пациента восстановление речи очень тяжелый процесс, поскольку теряется его адаптация в социальной среде, прежние привычки и коммуникативные навыки.

    Для того, чтобы вернуть нормальную способность говорить понадобится больше времени, чем на нормализацию физических способностей человека.

    Даже при ее сохранении после инсульта, возможны повреждения, которые требуют медикаментозного лечения и других методов их исправления.

    Чтобы понять, как можно вернуть речь после инсульта, необходимо разобраться в видах ее нарушения. У человека, перенесшего инсульт, речевые нарушения могут быть следующие:

    1. Афазия. Человек теряет функции речи из-за поражения левого полушария мозга.
    2. Дизартрия. Нарушен речевой аппарат. Поражается произносительная постановка голоса, артикуляция, ритм и образование голоса.

    Афазия подразделяется на следующие виды:

    1. При моторной афазии человек с трудом произносит некоторые звуки и буквы, но в целом окружающие его понимают. В случае тяжелой стадии поражения речи пациент не разговаривает, трудно произносит даже звуки, а ее восстановление невозможно.
    2. Во время сенсорной афазии нарушается понимание речи пациентом. Слух и голос сохраняются, но человек теряет понимание того, что он говорит. Речь теряет смысл и наполнена пустыми словами.
    3. Афазия смысловая характеризуется тем, что человек не понимает значение простых предметов. Например, он не знает, что из чашки можно пить воду, а ложкой есть еду.
    4. При тотальной афазии больной теряет способность говорить и произносить любые звуки.

    Упражнения по восстановлению произношения лучше проводить одновременно с приемом лекарственных средств для кровообращения головного мозга.

    Вместе с логопедическими занятиями проводят массажные процедуры и физические упражнения. Важным моментом после инсульта является помощь и поддержка близких людей человека.

    Они должны стимулировать речь разговорами, чтением книг для пациента и совместным просмотром телевизора.

    После инсульта у людей часто наблюдается дисфония. Это могут быть частичные нарушения голоса. Из-за изменений в коре головного мозга, возникают расстройства тембра, силы голоса. Дисфония характеризуется чувством комка в горле, боли и дискомфорта.

    Методы лечения афазии

    Для лечения афазии разработаны различные методы

    В каждом виде афазии применяют разные методы ее лечения.

    Восстановление речи с помощью логопедов. Если степень афазии не тяжелая, то логопедической упражнения совместно с медикаментозной терапией дают прекрасные результаты. Занятия проводят, чтобы привести в активность правое полушарие мозга. С помощью постоянных тренировок можно восстановить речь, но этот процесс очень длительный.

    В более сложных случаях используют хирургический метод. С помощью операции улучшается кровоснабжение поврежденных участков головного мозга.

    Физиотерапевтические методы с применением приборов, особенно эффективны при моторной афазии.

    Рефлексотерапия с применением иглоукалывания, которое улучшает обмен веществ в организме и кровоснабжение мозга.

    Чтобы пациент смог выговаривать слова, понадобится работа с навыками нижней челюсти. Нужны занятия с логопедом по восстановлению функции глотания, медикаментозная терапия и комплекс упражнений с языком. Например, поочередно расслаблять и напрягать высунутый язык, делать им круги и выполнять упражнения для губ и мышц челюсти.

    Перед началом лечения надо знать, что этим должен заниматься только специальный доктор афазиолог или фониатр. Его методы работы отличаются от упражнений для развития речи у детей.

    Также терапию лучше проводить в течение первых месяцев после болезни, иначе процесс может усложниться. Заниматься стоит не реже 3 раз в неделю, а для лучшего результата их стоит проводить каждый день.

    Время на упражнения в начале не должно быть больше получаса, чтобы больной не переутомлялся. Лечение должно разделяться на работу с логопедом и на самостоятельные занятия.

    Специальные упражнения

    Суть занятий по возвращению речевых функций пациента заключается в повторении несложных звуков и слов. Повтор каждого осуществляется до 10 раз:

    Максимально высунуть язык, при этом издавая шипение подобно змее. Вытягивать шею и задержаться в таком положении три секунды, затем отдохнуть и повторить снова.

    Логопедами разработаны специальные упражнения

    1. Показывать все свои зубы. Можно упражнение делать без звука.
    2. Широко улыбаться, не показывая зубы.
    3. Подобно звуку цоканья копыт лошади, дотрагиваться зыком до неба.
    4. Пытаться дотянуться кончиком языка к носу, а затем к подбородку.
    5. Дотянуться до подбородка верхней губой.
    6. Сложить губы в колечко.
    7. Свернуть язык в трубочку и высунуть его.
    8. Чмокать губами, как при воздушном поцелуе.
    9. Сложить губы в виде рупора и попробовать потрубить ими.

    Поочередность выполнения упражнений любая.

    Вместе с логопедическими упражнениями пациента следует учить письму и чтению, потому что они способствуют развитию речи. Если правая рука сильно повреждена, то надо учиться писать левой.

    Рекомендации

    Упражнения для восстановления нужно делать не только в стационаре, но и дома

    Занятия специалисты рекомендуют проводить дома. В домашней атмосфере человек сможет быстрее расслабиться и сосредоточено выполнять все задания логопеда.

    Близким не нужно присутствовать при выполнении упражнений, потому что это может отвлечь его внимание. Родственникам стоит всегда оказывать больному поддержку и хвалить его за малейшие результаты.

    Им не стоит разговаривать при нем о сложных моментах ухода за пациентом.

    Первое занятие доктор начинает с детального осмотра больного. Чтобы выбрать комплекс упражнений, врачу необходимо определить реакцию человека после инсульта на тихий голос, шепот.

    Первые упражнения должны быть достаточно простые для человека, чтобы он смог их выполнить без больших усилий. Далее занятия усложняются. Лучше их проводить в форме беседы.

    Заниматься нужно регулярно, особенно в первые годы после нарушения мозгового кровообращения, тогда процесс выздоровления происходит быстрее и легче. Наибольший эффект как правило проявляется в первые 6 месяцев.

    Если человек занимался пением до болезни, то хорошие результаты будут после использования этого навыка с помощью доктора. Тексты песен лучше петь знакомые и понятные больному. Также полезно приговаривать скороговорки, если пострадавшему это под силу.

    Логопеды успешно используют метод рисования и карточки с нарисованными предметами, чтобы восстановить речь у людей с сенсорной афазией. Пациенту показывают изображенный предмет, а затем он пытается его повторить в своем рисунке.

    Очень плохо на пациента влияет отсутствие общения с людьми. Близким нужно спрашивать мнение пострадавшего, заводить при нем беседы с его участием. Разговаривать с человеком нужно на равных и больше слушать его. Людям после инсульта очень тяжело высказаться и объяснить, что им нужно.

    Как восстановить речь после инсульта должны знать все близкие люди больного человека. Важно, чтобы человек не чувствовал себя тяжелой обузой для родных. Только при наличии необходимых знаний, терпения и усилий можно максимально восстановить речь. С помощью положительного настроя можно добиться хороших результатов.

    Источник: http://stopinsult.ru/vosstanovit-rech.html

    Клепацкая Л. Б. Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. М. В. Секачев, 2011

    Рецензент: Т. Г. Визель, медицинский психолог

    НИИ психиатрии Росгосздрава, профессор, доктор наук,

    консультант Центра патологии речи и нейрореабилитации

    Клепацкая Л.Б.

    Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. — М.: В.Секачев, 2011.

    Пособие для логопедов, работающих в медицинских учреждениях с больными, перенесшими инсульт, травму или другие поражения головного мозга.

    Введение

    В предлагаемом пособии представлены упражнения и тексты, направленные на восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи у больных со средней и лёгкой формой афазии.

    Задания 1 раздела направлены на стимуляцию способности адекватно осмысливать, понимать речь как в пределах одного взятого предложения, фразы, так и целого текста от короткого простого до более развёрнутого и сложного.

    Сюда вошли упражнения, которые больной должен внимательно прочитать, осмыслить, найти ошибку в построении предложения, переписать правильно. Другой вариант: составить предложения из разрозненных частей; найти недостающую часть предложения во второй части текста; составить рассказ из данных предложений и др.

    Эти упражнения развивают у пациентов речевое мышление, заставляют логично думать и формулировать фразы.

    Во 2 разделе собраны упражнения и тексты, направленные на расширение у пациентов словарного запаса. Чем богаче у больного словарный запас, тем более полной и развёрнутой становится его фразовая речь.

    Упражнения рассчитаны на пополнение словаря глагольной лексикой, существительными, прилагательными, наречиями, на подбор слов антонимов, синонимов, а также правильного употребления их при составлении предложений, рассказов, в собственной речи.

    В 3 разделе представлен материал для работы над смысловой структурой слова. Это преобразования различного рода словоформ, например: от глаголов в существительные; от существительных в прилагательные, наречия; прилагательных в наречия; слова с уменьшительным значением слова и т.д.

    Нередко, приставка, ударение, суффикс или слово, близкое по звучанию, создают для больного трудности в правильном его осмыслении, а также и назначении. Например: поделка подделка разные приставки существенно изменяют смысл всего слова. Или слова: временныйсовременный; атласатлас.

    4 раздел направлен на восстановление у пациентов с афазией развёрнутой фразовой речи.

    Задания составлены таким образом, чтобы развить у пациентов способность речевого программирования, конструирования и развёртывания фразы простой синтаксической модели до (3-5 слов) до предложений сложносочинённого и сложноподчинённого типа, включающих от 6 до 12 и более слов. Отдельное внимание уделяется использованию причастных и деепричастных оборотов, союзных слов, предлогов…

    Упражнения на дополнение незаконченных фраз заставляет больного логически завершить и грамматически правильно оформить предложение.

    В 5 разделе представлен комплекс упражнений, предназначенных для оживления «чувства родного языка», восстановления представления о его нормах. Это дописывание окончаний, вставление пропущенных предлогов, изменение формы слова путём использования приставок, суффиксов, расстановка ударения, употребление слова в правильной падежной форме.

    Задания 6 раздела направлены на развитие у пациентов способности различения согласных звуков по акустической близости.

    Такие больные не дифференцируют звонкие и глухие звуки: б-п; д-т; з-с; г-к; ж-ш; ц-ч. Другие пациенты смешивают звуки, близкие по месту образования т-н; л-н; р-н; р-л; к-г-х и др.

    Ряд упражнений преследует задачу устранения дефектов акустической дифференциации звуковых рядов.

    Упражнения 7 раздела способствуют расширению у пациентов объёма слухоречевой памяти, укреплению акустических следов. Используется повторение за логопедом речевых и числовых рядов, повторение сочетаний слов по два, три, воспроизведение по памяти предложений из 4-8 и более слов, пересказ текстов по памяти, а также через определённый промежуток времени.

    Автор выражает глубокую благодарность всем, кто оказывал помощь при создании данной работы. Прежде всего, это доктор психологических наук, профессор Т.Г. Визель.

    СОДЕРЖАНИЕ
    I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов. 5II. Расширение словарного запаса. 23III. Работа над смысловой структурой слова. 54IV. Работа над формированием фразы. 68V. Восстановление грамматических форм русского языка. 109VI. Дифференциация звуков. 141VII. Расширение объёма слухоречевой памяти,укрепление слухоречевых следов. 145
    перейти в каталог файлов

    Источник: http://metodich.ru/klepackaya-l-b-vosstanovlenie-rechi-posle-insuleta-kompleks-up/index.html

    Первостепенная задача после инсульта — восстановление речи

    Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

    Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

    При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

    По каким причинам возникает нарушение речи?

    Самым тяжелым последствием инсульта является нарушение речевой функции.

    В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

    Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

    Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

    Виды афазии

    Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции. Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

    Различают следующие виды афазии:

    1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
    2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
    3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
    4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
    5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

    Речевая функция — это важно очень!

    Восстановление речи после инсульта — задача №1.

    Проводить лечебные и восстановительные мероприятия с пациентами, перенесшими инсульт, необходимо в первые полгода. Именно в этот период можно достичь реально положительных результатов.

    Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

    Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

    Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

    Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

    Процесс восстановления речевой функции

    Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

    Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

    Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

    Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

    • медикаментозная терапия;
    • занятия с логопедом;
    • упражнения;
    • хороший уход.

    Посещение логопеда

    Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

    Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

    Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

    Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

    Не рекомендуется ставить очень легкие задачи, степень сложности должны все время возрастать.

    Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

    Не рекомендуется на начальных занятиях проделывать работу с отдельными словами вне контекста и звуками.

    Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

    Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

    Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

    Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

    При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

    Длительность таких занятий и промежутки времени между ними для каждого пациента определяются в индивидуальном порядке.

    Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

    Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

    Занятия с больным в домашних условиях

    Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

    Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

    Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

    Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

    Эффективные упражнения

    Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

    Выполняют следующий комплекс упражнений:

    1. Втянуть губы трубочкой и возвращать в исходное положение. Длительность втягивания и отдыха составляет 5 секунд.
    2. Захватить верхними зубами с напряжением нижнюю губу, а затем отпустить. Время захвата и отдыха – по 5 секунд. Аналогичные движения выполняются, но только уже для захвата верхней губы нижними зубами.
    3. Максимально высунуть язык, одновременно вытягивая шею, задержаться на 3 секунды, затем отдых 3 секунды.
    4. Облизывание губ, начинать нужно с верхней губы, перемещаясь, справа налево, а после слева направо. Аналогичные движения выполнить с нижней губой.
    5. Сложить язык трубочкой, высунуть его на 3 секунды, затем сделать отдых.
    6. Дотянуться кончиком языка до неба.
    7. Проговаривание скороговорок.

    Лечение стволовыми клетками

    Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

    Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

    • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
    • полученный материал выращивают до необходимого объема;
    • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

    После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

    Другие методы

    Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

    1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
    2. Иглорефлексотерапия. Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
    3. Функциональное биоуправление. Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

    Сложности реабилитации

    Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

    Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми, обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

    Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится восстановление других функций организма с помощью ЛФК.

    В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

    Инсульт – это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

    Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

    Читайте ещё

    Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/insult/insult-vosstanovlenie-rechi.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector