Афазия сенсорная – акустико гностическая, вернике, что это такое, как лечить

Клинические формы афазий

нарушения речи (афазии, дизартрии) наблюдаются более чем у трети больных, перенесших инсульт, и являются вторым по значимости и распространенности постинсультным дефектом после двигательных нарушений.

Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при локальных поражениях коры доминантного полушария головного мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи.

Афазия включает в себя следующие четыре составляющие: (1) нарушение собственно речи и вербального общения; (2) нарушение других психических процессов; (3) изменение личности; (4) личностная реакция на болезнь. Рассмотрим первые две составляющие афазии.

НАРУШЕНИЕ СОБСТВЕННО РЕЧИ

Речевые нарушения (дисфазии) обычно отражают дисфункцию доминантной гемисферы. Общепризнано, что левое полушарие головного мозга является базой логического, абстрактного, словесного мышления, областью реализации речевых функций. К передней речевой зоне относятся задняя треть нижней лобной извилины (зона Брока) и отделы кпереди от нее.

Заднюю часть речевой зоны составляют нижнетеменные, височные и переднезатылочные отделы коры левого полушария. Знание роли основных и пограничных речевых зон в формировании афазии дает возможность клиницисту, логопеду и другим специалистам поставить точный топический диагноз, определить форму и степень тяжести афазии и наметить правильные пути восстановительной работы.

Полноценно решить эту задачу позволяет нейропсихологический метод исследования дефекта. Экспрессивная (моторная) афазия возникает при поражении доминантной лобной доли. Импрессивная (сенсорная) афазия обусловлена очагами, расположенными более каудально. Чаще имеет место сочетание этих нарушений – смешанная, тотальная афазия.

В типичных случаях это наблюдается при обширных очагах в зоне кровоснабжения левой средней мозговой артерии и обычно сочетается с правосторонним гемипарезом и гемианопсией.

Иногда встречаются пациенты с моторной афазией, у которых повторение сохранно – это транскортикальная моторная афазия, которая обусловлена очагами, локализованными в зоне кровоснабжения левой передней мозговой артерии.

Эквивалент этой формы для сенсорной афазии – транскортикальная сенсорная афазия – возникает при инсульте в левой височно-затылочной области и соответственно может быть результатом поражения в зоне кровоснабжения задней мозговой артерии.

Другой тип речевого расстройства при инсультах в бассейне левой задней мозговой артерии с вовлечением медиальной поверхности левой затылочной доли и валика мозолистого тела – это алексия с аграфией или без нее. При этом нет гемипареза, имеется выпадение правых полей зрения. На практике редко встречаются изолированные формы афазий.

Поэтому обоснованно выделение комплексной моторной афазии, когда страдают все формы экспрессивной речи (собственная, диалог, называние, повторение, чтение, письмо, счет), и комплексной сенсорной афазии, когда страдает фонематический слух и слухоречевая память (нарушены понимание, повторение, называние, счет).

Классификация афазий А.Р. Лурии. В основу разных форм афазии Лурией были положены следующие принципы: (1) анализ топически ограниченных поражений мозга, (2) выделение факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга. Таким образом, А.Р. Лурия выделял следующие формы афазии:

эфферентная моторная афазия

(поражение заднелобных отделов коры мозга – поле 44, или зона Брока);

афферентная моторная афазия

(поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы);

динамическая афазия

(отделы мозга, располагающиеся кпереди от зоны Брока, и дополнительная речевая зона Пенфилда); • сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины – поле 22, зона Вернике);

• акустико-гностическая сенсорная афазия (поражение средней височной извилины – поля 21 и 37);

семантическая афазия

(поражение теменно-височно-затылочной зоны). В клинической практике также принято выделять амнестичекую форму афазии.

Афферентная моторная афазия. Это одно из самых тяжелых речевых расстройств. Нередко сочетается с эфферентной моторной афазией, тогда ее преодоление оказывается особенно длительным процессом. Возникает при поражении нижних отделов постцентральной зоны мозга и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных кзади от центральной (роландовой) борозды.

Центральным расстройством является нарушение кинестетической афферентации произвольных оральных движений. Больные теряют возможность совершать по заданию движения языком, губами и другими органами артикуляции. Непроизвольно эти движения могут быть выполнены, поскольку нет парезов, ограничивающих объем оральных движений. Это носит название оральной апраксии.

Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии, имеющей непосредственное отношение к произнесению звуков речи. В зависимости от степени выраженности артикуляционной апраксии это проявляется: (1) в отсутствии артикулирования речи; (2) искаженном воспроизведении артикуляционных поз; (3) поисках артикуляции.

Вторично системно нарушены другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной зоны. Эта область обеспечивает плавную смену одного орального или артикуляционного акта другим, что необходимо для слияния артикуляций в последовательные организованные ряды – кинетические двигательные мелодии.

При очаговых поражениях премоторной зоны возникает патологическая инертность артикуляторных актов, появляются персеверации, препятствующие свободному переключению с одной артикуляторной позы на другую. В результате речь больных становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания.

Эти дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции: чтения, письма, частично и понимания речи. (!) Таким образом, в отличие от афферентной моторной афазии, при которой артикуляционная апраксия относится к единичным позам, при эфферентной она относится к их сериям.

Больные относительно легко произносят отдельные звуки, но испытывают существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

При динамической афазии имеет место поражение мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных кпереди от зоны Брока. Речевой дефект при этой форме афазии проявляется главным образом в речевой аспонтанности и инактивности.

Произносительные трудности мало значимы. Речь больных отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге, нарушением речевого программирования при 1-м варианте динамической афазии.

При 2-м варианте наблюдаются расстройства грамматического структурирования.

При акустико-гностической (сенсорной) афазии имеет место грубое расстройство фонематического слуха, т.е. отмечается нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. На ранних стадиях заболевания при обширных очагах поражения в височной доле наблюдается полное расстройство понимания речи.

Больной вопринимает чужую речь как нечленораздельный поток звуков. Больные с этой формой афазии, как правило, не имеют выраженных двигательных нарушений, и полное непонимание речи окружающих, отсутствие слухового контроля за своей речью приводит к тому, что они не всегда сразу осознают свою болезнь.

Они становятся подвижными, многоречивыми. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное понимание речи, подмена точного восприятия догадками. На основе неразличения звуков возникает непостоянство восприятия речи.

Различные слова могут звучать для больного одинаково или одно и то же слово воспринимается по-разному. Таким образом, нарушение звуковой дифференцировки ведет к снижению смысловой.

В связи со звуковой лабильностью у больных с сенсорной афазией расстраивается самоконтроль речи, в результате чего появляется компенсаторное многословие. В их речи много литеральных и вербальных парафазий.

Чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии, так как оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля. Письменная речь нарушается в большей степени, однако, если заострить внимание больного на его ошибках с привлечением сохранного оптического контроля, это поможет ему точно скопировать нужное слово.

Акустико-мнестическая афазия – очаг поражения в средних и задних отделах височной области. В отличие от сенсорной афазии здесь акустический дефект проявляется не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности.

Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, проявляя тем самым слабость акустических следов. Наряду с этим у них обнаруживается сужение объема запоминания.

Эти дефекты приводят к определенным трудностям понимания развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти. В собственной речи этих больных основным симптомом афазии является словарный дефицит.

Словарный дефицит связан как с вторичным обеднением ассоциативных связей слова с другими словами данного семантического куста, так и с недостаточностью зрительных представлений о предмете.

Семантическая афазия – поражение теменно-затылочных областей левого доминантного полушария. Основной симптом – имрессивный аграмматизм, т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические обороты речи.

Классификация афазий Вернике-Лихтгейма выделяет (1) корковые (обусловленные поражением коркового центра речи), (2) транскортикальные (обусловленные перерывом связи между корковым центром речи и гипотетическим центром понятий) и (3) субкортикальные формы моторной и сенсорной афазии:

корковая моторная афазия Брока

(аналогична по проявлениям моторной афазии по классификации А.Р. Лурии);

транскортикальная моторная афазия

(по сути близка к динамической афазии);

субкортикальная моторная афазия

(близка к афферентной моторной афазии);

корковая сенсорная афазия Вернике

(соответствует акустико-гностической форме афазии по классификации А.Р. Лурии);

транскортикальная сенсорная афазия

(близка к акустико-мнестической афазии);

субкортикальная сенсорная афазия

(не имеет аналога в классификации А.Р. Лурии), при данной форме афазии имеет место грубое нарушение узнавания речевых звуков, полное непонимание речи окружающих при сохранности слуха на неречевые раздражители.

НАРУШЕНИЕ ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Афазия обычно сопровождается нарушением других, связанных с речью функций – письма (аграфия) и чтения (алексия).

Афазия может выступать в различной форме в зависимости от того, где, в каком участке мозга локализован очаг поражения, и, соответственно, от того, какие средства языка (звуки, слова или предложения) становятся недоступными или не вполне доступными для использования в речи.

Однако при любой из форм не бывает изолированного нарушения только звуков речи, или только слов, или только предложений. Не может быть также изолированных нарушений только устной или только письменной речи. Афазия – это системное расстройство речевой функции человека.

Только при одной форме афазии главным будет нарушение звуков речи, а нарушения слов, предложений, письма, чтения будут вытекать из этого первичного дефекта; а при другой – будут страдать прежде всего слова, а все остальные расстройства будут являться следствием этого нарушения.

Источник: http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=1650

Сенсорная афазия у детей

Что такое сенсорная афазия и как она проявляется у детей

Афазия – один из самых тяжелых дефектов речи, который чаще всего возникает у взрослых людей из-за нарушений мозгового кровообращения после инсультов. Но и в детском возрасте специалисты могут диагностировать это заболевание. В основном у малышей встречаются две формы афазии – сенсорная и моторная.

Сенсорная форма афазии, или афазия Вернике, возникает при поражениях средних и задних отделов верхней височной извилины.

Это может произойти из-за травм или как следствие тяжелых инфекционных заболеваний у детей любого возраста, например при энцефалите или после тяжело протекающего гриппа.

В случаях, когда нет сильных поражений головного мозга на органическом уровне, функции речи можно восстановить специальными коррекционными упражнениями.

Существует четыре вида сенсорной формы афазии: акустико-мнестическая, акустико-гностическая, семантическая и довольно редкая – субкортикальная.

Акустико-гностическая сенсорная афазия

Ребенок, у которого диагностирован этот дефект, не в состоянии понимать то, что ему говорят другие люди.

Дело в том, что в сенсорном центре речи человеческого мозга, словно в библиотеке, «записаны» слова и их значения.

Если нарушения произошли на этом участке, ребенок теряет доступ к уже накопленной в течение жизни информации и, прекрасно слыша все, что ему говорят, не может сопоставить звучание слов с их смыслом.

В некоторых случаях он перестает понимать только некоторые слова, при более тяжелых формах количество «неизвестных» слов становится больше, при самых тяжелых повреждениях ребенок воспринимает речь как совершенно чужой ему иностранный язык. Такой дефект у детей встречается редко, так как в раннем возрасте довольно высоки компенсаторные возможности мозга, то есть другие, сохраненные отделы мозга могут со временем взять на себя работу поврежденных.

Кроме сенсорного, у каждого человека есть еще моторный центр речи, который отвечает за нашу собственную, самостоятельную речь. Эти два центра тесно связаны между собой, так что нарушения, произошедшие в одном из них, просто не могут не отразиться на втором.

Поэтому при сенсорной афазии нарушается не только сенсорный, но и моторный центр речи, а значит, и снижается уровень контроля над тем, что мы говорим. Ребенок путает слоги и буквы, может вставлять в предложения лишние слова. В некоторых случаях он начинает говорить слишком много – такое нарушение называется логореей.

Он может искажать, неточно употреблять слова, путая их значение. На одни и те же вопросы он может отвечать разными словами, а на разные – одним и тем же. Нарушается и понимание речи письменной. Такой дефект называется алексией. Ребенок не может читать, и даже если он проговаривает написанное вслух, то не понимает смысла только что прочитанного.

Нарушение касается и письма. Ребенок с таким видом афазии пропускает буквы в словах, переставляет слоги, искажает смысл слов при употреблении их в предложении. Причем он не может осознать свои ошибки.

Когда ребенок пишет под диктовку, то зачастую не оставляет пробелов между словами.

Читайте также:  Болит голова и сводит челюсть: причины, методы лечения

При более легких нарушениях изменения касаются только звукового состава слов, при более тяжелых – то, что пишет ребенок, вообще невозможно понять.

Субкортикальная сенсорная афазия

Эта разновидность афазии регистрируется при поражении ассоциативных связей в сенсорном центре речи, при этом слух сохранен. По сути, это словесная глухота. Ребенок не в состоянии понимать речь других людей, но может без проблем читать и воспринимает письменную речь.

Есть еще один вид субкортикальной афазии, когда больной способен, как попугай, повторять то, что услышал, но не понимает смысла сказанных ему слов.

Акустико-мнестическая сенсорная афазия

Причиной этого варианта сенсорной афазии становятся поражения коры средних отделов левой височной области. При этом нарушения касаются в первую очередь памяти. Кроме того, регистрируются прерывания ассоциативных связей между двумя центрами речи: сенсорным и моторным и зрительным анализатором.

Ребенок с таким диагнозом не может называть предметы даже в том случае, если взрослый подсказывает ему первый слог. При этом малыш понимает практически все, что ему говорят, и даже может научиться писать, не допуская грубых ошибок. Главная трудность, с которой сталкивается больной, – подобрать нужное слово, а вот правильно с точки грамматики построить фразу ему несложно.

Семантическая сенсорная афазия

При поражении в левом полушарии затылочно-височно-теменной области врачи регистрируют семантическую форму сенсорной афазии.

В этом случае у ребенка больше всего страдает восприятие пространственных понятий. Ему сложно посадить человека НА лошадку, а гриб положить В кружку.

Он не может сравнивать длину хвостов у зайца и мышки, определять, кто старше — дедушка или внук; отвечать, кто выше — жираф или крот.

Иногда ребенок при такой форме афазии может забывать слова, но если родитель начинает подсказывать ему, проговаривая первый слог, то малыш с легкостью вспоминает окончание слова.

Источник: http://VitaPortal.ru/semya-i-deti/detskoe-zdorove/sensornaya-afaziya-u-detej.html

Акустико-гностическая сенсорная афазия



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Афазия. Определение, причины, распространенность

Афазияполная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Иными словами, у человека (ребёнка или взрослого) речь изначально присутствовала, но в результате каких-то причин была утрачена.

Термин, обозначающий это заболевание, содержит в себе греческие основы: «а» – отрицание, отсутствие и «фазис» – речь. Таким образом, дословный перевод этого слова – «отсутствие речи». Впервые этот термин ввёл французский врач Труссо. Люди, занимающиеся проблемами афазии называют себя афазиологами.

Афазия включает в себя четыре составляющие:

1) нарушение собственно речи и вербального общения; 2) нарушение других психических процессов; 3) изменение личности; 4) личностную реакцию на болезнь.

Афазия чаще всего возникает во взрослом возрасте. Но иногда наблюдается и у детей. Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения. Чаще встречается моторная афазия (Бейн, 1964, Шмидт, 1979 и др.).

Причины и механизм афазии

Причинами афазии являются разнообразные органические нарушения речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга.

Причинами афазии являются:

травмы головного мозга;

воспалительные процессы мозга;

опухоли мозга;

сосудистые заболевания и нарушения мозгового кровообращения (инсульт).

Как отмечает Л.Г. Столярова («Афазия при мозговом инсульте»), различные патологические процессы, следствием которых явилась афазия, неизбежно накладывают отпечаток на ее характер, возникновение и обратное развитие, что необходимо учитывать при анализе афазического расстройства.

Каждый этиологический фактор имеет свои особенности развития, и синдром, вызванный тем или другим фактором, может быть различным в разных стадиях течения основного заболевания.

Так, при афазии, вызванной ростом опухоли – в отдаленный период – различные симптомы, нередко корковые.

Это может привести к нарушению интеллектуально-мнестических процессов и другим изменениям психики больных, не свойственным афазии, вызванной строго очаговым поражением мозга.

При сосудистом заболевании афазия может быть различной в зависимости от характера инсульта (геморрагического или ишемического), распространенности атеросклеротического процесса.

Афазия, вызванная травмой головного мозга, характеризуется тем, что она более всего связана с очаговым поражением мозга. Ей часто свойственно хорошее обратное развитие, т.к.

травматические поражения обычно встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями.

Итак, формы афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов:

обширность очага поражения и его локализация;

характер нарушения мозгового кровообращения;

Состояние непострадавших отделов мозга, которые выполняют компенсаторные функции.

Афазия у детей, ее сходство и отличие в сравнении с афазиями у взрослых и алалиями у детей

Детские афазии встречаются редко.

Сенсорные формы афазии: определение, механизм, симптоматика

Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистическая классификация Х. Хэда, В.К. Орфинской и др.

В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А.Р. Лурия (1947, 1962). В разных учебных пособиях, разные авторы, ссылаясь на Лурия, выделяют различное количество афазий.

В частности, Цветкова указывает на 7 форм, выделяемых Лурия. В учебном пособии по логопедии представлено 6 форм.

Мы будем рассматривать те формы, которые представлены в учебнике по логопедии.

Акустико-гностическая (сенсорная).

Акустико-мнестическая.

Семантическая.

Афферентная моторная.

Эфферентная моторная.

Динамическая.

Акустико-гностическая сенсорная афазия

Впервые акустико-гностическую сенсорную афазию описал К. Вернике. Данная форма возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (22 поле, зона Вернике).

Центральным механизмом является патология акустического анализа и синтеза звуков речи, что приводит к нарушению фонематического слуха. Расстройство фонематического слуха – центральный дефект сенсорной афазии, обусловливающий грубые нарушения импрессивной речи.

Парадигматическая система языка нарушается уже на уровне фонемы. Нарушается противопоставление, распознавание коррелятивных фонем, различающихся в русском языке по: 1) звонкости – глухости; 2) твердости – мягкости; 3) назальности – неназальности и др.

Лица с сенсорной афазией не могут дифференцированно воспринимать эти признаки звуков, а поэтому слышат и произносят их одинаково или замещают на близкие фонемы, что и ведет к центральному дефекту – нарушению понимания речи.

Центральный её симптом: затруднение в назывании предметов.

Сразу же после инсульта или травмы наблюдается полная утрата понимания речи, чужая речь воспринимается больным как поток нечленораздельных звуков. На более поздних сроках болезни и при менее выраженных расстройствах, наблюдается лишь частичное непонимание речи, подмена точного восприятия слова догадками.

Например, больному демонстрируется картинка, на которой изображена груша. Он: «Да, это не яблоко, можно кушать, растёт в саду, но не лимон, не слива, сладко, вкусно. Ззнаю, но не знаю, как сказать…».

При чтение появляются множественные литеральные парафазии, затруднён выбор ударения в слове, в связи с чем усложняется понимание прочитанного, но сам механический процесс чтения сохранен. Письменная речь нарушается в большей степени.

Источник: https://megapredmet.ru/1-19908.html

Биология и медицина

При сенсорной афазии Вернике повреждение локализовано в корковой части слухового анализатора – первичном слуховом поле ( рис. 79 ). Человек, страдающий сенсорной афазией, все слышит, но не может понять содержания слов.

Звуки слов не имеют для него никакого значения, с ними не ассоциируются никакие представления, а родной язык звучит, как иностранный.

В основе сенсорной афазии лежит повреждение коры, которое ведет к утрате индивидуального опыта речевого восприятия, поэтому ее часто называют глухотой на слова.

Афазия Вернике – корковая сенсорная афазия. Сенсорная афазия возникает при поражении верхней височной извилины и характеризуется нарушением понимания речи из-за неспособности выделять и различать речевые звуки. Речь больного остается беглой и иногда грамматически правильной, но теряет всякий смысл и содержит множество иносказаний и парафазии .

Обилие парафазии иногда превращает речь в сплошной поток неологизмов и делает ее совершенно непонятной (“жаргонная афазия”). Речь больных перегружена служебными словами (предлогами и союзами) при недостатке существительных и глаголов. Высказывания многословны, но неинформативны.

Пример: в приемное отделение был доставлен 76-летний мужчина, который “начал странно говорить” во время игры в карты. Он пытается рассказать, как его жена случайно выбросила что-то нужное – по всей вероятности, его зубные протезы: “Она говорит, нам это больше не нужно. И с этим, когда это попало вниз, были мои зубы…. Дан… дан… мой дантист… Они были в этой… в сумке…

понимаете? Как это получилось? Как такое получилось?.. Так она говорит, нам это больше не нужно… Я думаю, мы не будем этим пользоваться. Вот теперь, если у меня будут трудности, через месяц, через четыре месяца, через шесть месяцев у меня будет новый дантист. Где мои два… эти две маленькие зубные штучки, которые я ношу… которые я… пропали. Если она все выбрасывает…

она пойдет к своим друзьям, и она не может их выбросить”. Жесты и мимика не помогают донести смысл высказываний. Больной не осознает, что речь у него нарушена, и раздражается, если его не понимают.

Сенсорная корковая афазия может сопровождаться сильным возбуждением и параноидным состоянием . Понимание команд, адресованных к мышцам головы и туловища, сохранено.

Больной не понимает простых вопросов (“как вас зовут?”) и в то же время правильно реагирует на команды “закрыть глаза”, “сесть”, “повернуться” – эта особенность помогает отличить сенсорную корковую афазию от тугоухости , психических заболеваний или симуляции .

Таким образом, больные с сенсорной корковой афазией не находят нужных слов для выражения своих мыслей и не понимают значения слов, воспринимаемых как на слух, так и зрительно.

Иначе говоря, сенсорная корковая афазия включает как экспрессивные расстройства , так и импрессивные расстройства и поэтому, строго говоря, является чисто “сенсорной” или “рецептивной”.

Нарушено также повторение, называние, чтение и письмо.

Очаг поражения обычно локализован в задних отделах речевой системы и хотя бы частично захватывает сенсорный центр речи . Самая частая причина – эмболия одной из нижних ветвей средней мозговой артерии, в частности эмболия задней височной артерии или эмболия артерии угловой извилины.

Другие причины – внутримозговое кровоизлияние , застойный инфаркт , тяжелая черепно-мозговая травма и новообразования.

Сенсорная корковая афазия часто сопровождается правосторонней полной гемианопсией или верхнеквадрантной гемианопсией , в некоторых случаях отмечается небольшое сглаживание правой носогубной складки – каких-либо других нарушений обычно нет.

Речь, полная неологизмов и парафазии, возбужденное состояние и отсутствие неврологических симптомов иногда заставляют заподозрить психическое заболевание – шизофрению или МДП .

Правильный диагноз можно поставить на основании других характерных признаков афазии и отсутствия психического заболевания до ее развития.

Полное восстановление речи в большинстве случаев маловероятно, хотя при сенсорной корковой афазии, вызванной внутримозговым кровоизлиянием или черепно-мозговой травмой , возможно значительное улучшение. См. Афазия Брока-Вернике (историческая справка)

Ссылки:

Источник: http://medbiol.ru/medbiol/har/000a84b2.htm

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Речевой и неречевой слух представляют две самостоятельные формы слуховой системы. По классификации А. Р.

Лурия, в основе акустико-гностической сенсорной афазии лежат нарушения речевого (фонематического) слуха – способности различать звуковой состав слова – фонемы (согласные звуки, которые противопоставляются по признакам твердости-мягкости, звонкости-глухости, а также все гласные звуки и их ударность).

Таким образом, центральным дефектом здесь является нарушение понимания речи – феномен “отчуждения смысла слова” при его правильном повторении. (См. также 1.4 “чистая речеслуховая агнозия”, где полное отсутствие или нарушение речевого слуха не ведет к нарушению речевой системы, к возникновению афазии).

При грубых нарушениях у человека исчезает способность различать фонемы родного языка. Такие больные не понимают обра щенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю или “зашумленную” речь (например, когда одновременно говорят два человека), т.е. речь в усложненных условиях. Особенно трудным является восприятие слов с оппозиционными фонемами.

Акустико-гностическая сенсорная афазия характеризуется также нарушениями экспрессивной речи, чтения и письма.

Читайте также:  Постоянные головные боли: причины, лечение, профилактика

Спонтанная и диалогическая речь в зависимости от степени выраженности нарушается от “словесной окрошки”, представляющей собой набор нечленораздельных по звуковому составу слов, до относительно сохранной, но лексически обедненной речи.

Приблизительно в половине случаев наблюдается логорея или склонность к речевой рас-торможенности. Экспрессивная речь без произносительных затруднений, интонационно выразительная и эмоциональная, что дает возможность в какой-то мере понимать больного даже в случаях, когда речь резко нарушена.

Изменена грамматическая структура речи из-за обилия в ней глаголов, вводных слов, наречий и бедности существительных. Наблюдаются дефекты согласования частей речи. Много нестойких литеральных и вербальных парафазии.

Грубо нарушена отраженная речь – повторение отдельных звуков, слов и особенно предложений. Страдает слухоречевая память. Резко ограничен объем удержания речевого ряда. Расстраивается способность называть части тела, предметы и особенно их изображения (при этом подсказка практически не помогает).

Письменная речь страдает у всех больных, но в неодинаковой степени, а полный ее распад происходит редко. Письмо, как правило, страдает более значительно.

В тяжести нарушений устной и письменной речи нет полного параллелизма – возможна относительная сохранность чтения и письма при тяжелой степени афазии и распад письма при афазии умеренной.

Одним из факторов, определяющих нарушения чтения, является забывание названий букв. Запись диктуемых букв и выбор названий из набора страдает сильнее, чем чтение букв, за счет дефектов слухового различения и удержания услышанного. Понимание читаемого не требует обязательного прочтения вслух и может быть лучше, чем понимание услышанного.

Распад письма также связан с дефектом номинации и речевой имитации, но наибольшее значение имеет степень нарушения фонематического анализа услышанного и способность к его удержанию. Теменные симптомы при акустико-гностической афазии в большинстве случаев отсутствуют.

Очаг поражения локализуется преимущественно в задней трети 1-й (верхней) височной извилины левого полушария ( “зона Вернике”) – 41-е первичное и 42 и е вторичные звукового анализатора (зона T по Лурия).

Источник: https://vocabulary.ru/termin/akustiko-gnosticheskaja-sensornaja-afazija.html

Как характеризует себя сенсорная афазия?

    Содержание

  • Причины развития сенсорной афазии
  • Методы лечения заболевания

Под афазией подразумевают приобретенное нарушение речи, которое является результатом    органического поражения речевого центра коры головного мозга. Причиной заболевания является поражение разных отделов неокортекса опухолями, инсультами, воспалительными заболеваниями, травмами головного мозга.

У детей афазия обусловлена повреждением или задержкой развития речевой функции, которая связана с биологическим созреванием головного мозга в младенчестве и раннем детстве.

Для афазии характерным является обеднение лексикона, изменение структуры речи, неспособность больного сформировать простые предложения.

Бывают случаи, когда пациент понимает значение того или иного предмета, но он не в состоянии произнести его название.

Для того, чтобы в полном объёме узнать о болезни необходимо ознакомиться с формами афазии и некоторые из них рассмотреть подробней.

Сенсорная афазия является речевой агнозией. Для неё характерна частичная или полная утрата понимания речи при сохранении слуха. Пациент слышит то, что ему говорят, но не понимает смысла слов.

Звуки речи он воспринимает как нечленораздельный шум. В некоторых случаях понимание речи отсутствует вообще.

При сенсорной афазии можно наблюдать у пациента недостаточность моторной речи, которая проявляется нарушением структуры слов, их повторений, наличием парафазий.

Также для этого заболевания характерно: логорея, нарушение контроля над собственной речью, повышение речевой активности с отчуждением смысла слов. При сенсорной афазии у человека возникают проблемы, как с чтением, так и с письмом (перестановка слов и слогов, искажение смысла слов, пропуски).

При локализации патологического очага в зоне Вернике (задняя треть верхней височной извилины) возникает сенсорная(акустико-гностическая) афазия.

Основным дефектом, который сопровождает афазию Вернике, является нарушение синтеза и анализа, фонематического слуха, что в результате приводит к потере понимания обращённой речи.

Если очаг поражения распространяется на теменную область левого полушария, то заболевание сопровождается нарушением способности счета — синдромом акалькулии.

Когда поражается височно-теменно-затылочная область левого полушария происходит симптомокомплекс семантической афазии (происходят нарушения в понимании сложных логико-грамматических конструкций, которые выражают пространственные отношения (справа, слева, спереди, сзади). При этом пациент забывает слова, но ели ему подсказать слог или звук, то он будет в состоянии воспроизвести всё слово.

Причины развития сенсорной афазии

Существует множество причин развития сенсорной афазии.

Приведем некоторые из них:

  • Травматические повреждения головного мозга;
  • Энцефалит, лейкоэнцефалит;
  • Поражение опухолевым процессом некоторых отделов неокортекса;
  • Инсульты, болезнь Пика;
  • Заболевания воспалительного характера.

Также специалисты утверждают, что определённые виды психических расстройств могут провоцировать афазию.

Пациент, который страдает синдромом сенсорной афазии, может воспроизводить лишь обрывки слов, которые между собой не имеют никакой связи. Также данное состояние может сопровождаться выраженной двигательной активностью и повышенной общей эмоциональностью. В частых случаях пациент способен выполнять простые команды, такие как: помахать рукой, сесть, закрыть глаза.

По просьбе специалиста больной может повторить за ним отдельные фразы и слова, но при этом он не видит в них вообще никакого смысла и не осознаёт их значение. При сенсорной афазии речь больного насыщена эхололиями, неологизмами, вербальными парафазиями. Также у пациента может проявляться жаргон-афазия, логорея — многоречие.

Для данного заболевания характерна измененная структура речи. Пациент не может сформировать простые предложения и имеет очень скудный лексикон. Очень часто бывают случаи, когда пациент осознаёт и представляет, как выглядит тот или иной предмет, но затрудняется вспомнить, или вообще не может воспроизвести его название.

Чтобы иметь большее представление о таких нарушениях, необходимо ознакомиться с их классификацией и выделить некоторые их формы. В данной статье мы более подробно рассмотрим сенсорную афазию.

Особенностью данной патологии является то, что у пациента может быть идеальный слух, но, так как имеется поражение коркового отдела слухового анализатора, то интерпретировать разговор больной не в состоянии.

Бессвязные звуки — это то, что слышит больной сенсорной афазией, независимо от громкости и тональности. Также родной для себя язык, пациент может воспринимать как иностранный. С этим связано то, что сенсорную афазию ещё называют акустико-гностической афазией.

Понимать таких больных очень сложно, поэтому окружающие могут их принимать за психически неуравновешенных людей. Писать по диктовку пациент не может, письмо и чтение у него грубо нарушено. В редких случаях, больной может копировать текст.

Для данной болезни характерны такие симптомы: акалькулия, верхнеквадратная гемианопсия, нарушение ориентировки (право-лево).

Бывают случаи, когда сенсорная афазия протекает в более легкой форме, в таком случае, пациенту трудно понимать сложные фразы, метафоры. В медицине очень малоизвестны случаи «чистой» афазии.

Моторная и сенсорная афазии в «чистом» виде встречаются крайне редко, чаще можно наблюдать комплексные заболевания.

Методы лечения заболевания

Процесс лечения афазии является очень долгим и трудоемким, поэтому приступая к лечению пациент, и его родные, должны быть готовы к серьезной борьбе за здоровье. Для достижения желаемых результатов необходимо объединение усилий пациента и его лечащего логопеда-физиолога.

Если у пациента имеется сенсорная афазия на фоне ранее перенесённого инсульта, то лечебно-восстановительные мероприятия с логопедом необходимо начинать сразу на следующей неделе.

В такой ситуации, большое значение имеет помощь родственников. Быстрых результатов конечно же не последует, и полное восстановление речи может проявиться через несколько лет.

Очень редко восстановление речи не происходит вообще.

Для восстановления речи при сенсорной афазии необходимо постоянно разговаривать с больным, не торопить его, давать время обдумать и высказать своё мнение. Нужно поощрять каждое его маленькое достижение. Если пациент проявляет интерес к скорейшему выздоровлению, то оно наступает значительно быстрее.

Источник: http://VashNevrolog.ru/narusheniya-nervnoj-sistemy/kak-xarakterizuet-sebya-sensornaya-afaziya.html

Что является отличительной чертой акустико-гностической афазии

Афазия – это такое состояние, когда при том, что ранее была полностью сформирована речевая функция, она частично или же полностью утрачивается.

То есть человек теряет способность говорить, а также может и лишиться способности понимать обращенную к нему речь. Проявления афазии, в которых предстает заболевание, принимает разные формы.

Нужно помнить: такие люди обязательно нуждаются в тщательном обследовании. Потому что иначе человек способен полностью потерять личность.

Что такое акустико-гностическая афазия

Афазия – это заболевание, при котором органически поражаются локальные зоны головного мозга, которые отвечают за происхождение речи. Если при алалии изначально речь не может быть сформирована, то афазия разрушает уже сформированную речь.

У таких людей идет систематическое нарушение речевых функций, страдает словарный запас, пропадает чувство грамматики, звукопроизношение нестабильно, а также сильно страдает понимание и восприятие, речь письменная и внутренняя начинают утрачиваться.

В остальном разрушаются такие функции, как:

  • снижается двигательная;
  • сенсорная;
  • затухают все аспекты сферы личности и процессы психоэмоционального фона.

То есть, как видно, человек почти полностью теряет свою личность. Стоит помнить, что такое заболевание, как афазия, относится к числу самых сложных расстройств, и изучается такая патология комплексно, с привлечением специалистов:

  1. медицинский психолог и психиатр;
  2. невролог;
  3. логопед.

Впервые акустико-гностическую сенсорную афазию описал психиатр герр Вернике из Германии. Именно он выделил группу больных, которые показывали одни и те же признаки, и у них была поражена одинаковая часть головного мозга, а именно одна треть в височной извилине вверху левого полушария. Такие пациенты проявляли нарушения в плане понимания.

Но еще долгое время психиатры трудились над разгадкой того, по какой именно причине происходят такие характерные нарушения. Только в тридцатые годы двадцатого века российские ученые выяснили, что основой заболевания и его патологических проявлений являются нарушения в фонематическом слухе.

Классификация болезни

Акустико-гностическая афазия – это один из многих видов недуга. Вообще классификация заболевания подразделяется на следующие виды:

  • Моторная эфферентная афазия – впервые такая форма была зарегистрирована в 1861 году. Развитие афазии в таком ключе происходит по причине того, что повреждаются нижние отделы премоторной коры головного мозга. Именно там сосредоточен двигательный речевой центр. Заболевание влечет за собой провоцирование разнообразных нарушений при высказываниях, в том числе грамматических, а также возникают у больных проблемы с тем, чтобы переключаться с произношения одного слога на другой. Затем следует разрушение функций, позволяющих читать и писать.
  • Афазия динамическая проявляется такими нарушениями, как затрудненное воспроизведение структурных высказываний в прямой речи. Но, стоит отметить, что прерывается только процесс, который позволяет передавать информацию другому собеседнику или группе людей, внутренняя речь человека при этом не страдает. Такая форма прогрессирует в том случае, когда кора мозга повреждена рядом с центром, отвечающим за движение.
  • Афазия афферентно моторная – это происходит, если повреждается задняя кора в теменной и центральной частях. Такие больные не могут выбирать произносимые звуки.
  • Афазия сенсорная – здесь повреждается слух фонематический и отсутствует возможность различия в составе звукового ряда слов. Человек утрачивает способность понимать и воспринимать речь на звуки.
  • Афазия акустико-мнестическая – нарушается речевая память, проявляется затормаживание слуховой памяти.
  • Афазия оптико-мнестическая – память зрительная ухудшается, образы слов зрительные стираются.
  • Семантическая афазия – здесь нарушается возможность производить синтез речи, а также человек не способен одновременно и усваивать информацию, и участвовать в беседе. То есть происходит утрата восприятия грамматических и логических структур.
  • Афазия амнестическая – происходит вследствие повреждения теменной и височных зон. У человека появляются трудности, когда он называет предметы или части тела.

Признаки и симптомы заболевания

При такой форме афазии наблюдается нарушение речевых функций в целом, в принципе, как и при любом вышеперечисленном виде. Такое нарушение связано с тем фактом, что если расстраивается один из звеньев цепи, отвечающих за речевые функции, то за ним по цепочке идут и остальные механизмы, помогающие процессу возникновения речи.

То есть для начала пропадает, с точки зрения восприятия, незначительный речевой элемент, а за ним идут и остальные необходимые части. У пациентов наблюдаются перестановки слогов и звуков, могут возникать довольно длительные паузы, отсутствует ритмичность в речи. Но произношение по отдельности звуков при этом не нарушено. Также следует дисграфия и дислексия.

Признаки проявляются у такой формы афазии в зависимости от того, в каком варианте она протекает:

  1. Первый вариант охарактеризован весьма существенным признаком, а именно отсутствием возможности говорить спонтанно.
  2. При втором варианте такая речь сохраняется, но при этом нарушены некоторые функции произвольной речи.

Следует помнить, что при акустико-гностическом типе афазии восприятие на слух у пациентов нарушено, но при этом физически слуховой аппарат полностью здоров.

Читайте также:  Почему часто болит голова: 8 основных причин головных болей

Также важно отметить, что любой вид афазии довольно опасен и способен повлечь за собой распад личности, поэтому попытки самостоятельно продиагностировать патологию могут окончиться довольно печально. Необходимо обратиться к врачу, если есть серьезные предпосылки к изменению состояния.

Диагностика

Диагностировать такое заболевание должна команда следующих специалистов:

  • нейропсихологи;
  • неврологи;
  • логопеды.

Такой набор специалистов требуется для того, чтобы полностью описать заболевание и выяснить все причины его появления.

Для диагностики используются следующие процедуры:

  1. компьютерная томография мозга;
  2. МР-ангиография и УЗГД сосудистой сетки шеи и головы;
  3. дуплексное сканирование сосудов в самом мозге;
  4. порой специалисты прибегают к пункции люмбальной.

Речь обследуется по следующим направлениям:

  • в первую очередь происходит диагностика устной речевой функции, импрессивной и экспрессивной;
  • потом идет работа с речью письменной, здесь проверяется способность пациента писать под диктовку, списывать самостоятельно из источника увиденное и прочитанное, а также пациент читает вслух, а затем пересказывает;
  • у нейропсихологов задача иная – провести проверку слухоречевой памяти и других специфических модальных форм, а именно двигательной и зрительной; оценивается зрительный гнозис, деятельность интеллектуальных процессов и пространственно- конструктивная деятельность пациента.

В этом случае медицинской команде удается точно установить причину афазии и отличить заболевание от других, таких как алалия, дизартрия и т. д.

Лечение заболевания

Такое заболевание должно подвергаться лечению, которое охватывает многие стороны жизни пациента. Обязательным наблюдающим специалистом для больных с афазией является либо нейрохирург, либо невролог.

Далее решается вопрос о том, как будет проводиться лечение, для этого существуют несколько методов, осуществляемых по отдельности, но чаще в комплексе:

  1. терапия фармакологическими средствами;
  2. если необходимо, то проводится оперативное вмешательство;
  3. далее, в восстановительный период, обязательно присутствует ряд процедур, направленных на реабилитацию пациента. То есть лечебная физкультура, массажи и физиотерапия, а также механотерапия.

На логопедических уроках корректируются и восстанавливаются речевые функции, содержание занятий, их структура зависят от индивидуального нарушения у пациента. Логопеды помогают восстанавливать речь и развивать все утерянные нормативы для здорового речевого аппарата.

Основным методом скорого излечения от болезни становится развитие динамики речи, понимание произносимых сторонними людьми слов и восстановление возможности чтения и письма.

Работа в коррекционном плане проводится в период сразу после травмы, которая повлекла данное расстройство, по предписанию лечащего врача и потом, в качестве профилактической меры, до полного излечения человека.

Профилактика

Восстановительная работа при наступлении афазии – это долгое, трудоемкое и тщательное сотрудничество между пациентом и наблюдающими врачами.

Потому что только стараний врачей недостаточно – человек должен сам выказывать желание вернуться к прежнему ритму жизни и владеть всеми функциями в полной мере, а это значит, что необходимо найти равновесие и душевные силы и после пережитого заболевания попробовать восстановить свои навыки.

Прогноз, который дают врачи, и успех, последующий за этим, во многом зависят от пациента, а также от того, как соблюдаются все предписания доктора.

Профилактика при таком недуге заключается еще и в том, чтобы предупреждать сосудистые заболевания головного мозга, своевременно проходить диагностические процедуры, дабы избежать развития патологий другого характера.

Источник: http://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/akustiko-gnosticheskaya-afaziya.html

Акустико-гностическая афазия

Акустико-гностическая афазия — расстройство восприятия и синтеза вербально полученной речевой информации. Возникает вследствие поражения коркового центра слухового анализатора — зоны Вернике. Сопровождается нарушением письма, счёта, чтения.

Акустико-гностическая афазия диагностируется по результатам неврологического, логопедического обследования, данным МРТ и КТ мозга, УЗДГ церебральных сосудов.

Лечение предусматривает этиопатогенетическую терапию причинной патологии, логопедические занятия, приём нейропротекторных, ноотропных фармпрепаратов, ЛФК.

Акустико-гностическая афазия является приобретённым заболеванием, возникает у пациентов со сформированными речевыми навыками. Представляет собой речевую агнозию — расстройство способности понимать и узнавать обращённую речь. Данный вид нарушения речи впервые подробно описан немецким психоневрологом Карлом Вернике, в честь которого носит название афазия Вернике.

Поскольку патология связана с нарушением механизма восприятия речи, в неврологии используется синонимичный термин «сенсорная афазия». Наиболее часто акустико-гностическая форма расстройства речи наблюдается при ишемических инсультах, что обуславливает её распространённость преимущественно среди людей старше 50 лет. Гендерные различия в заболеваемости отсутствуют.

Причины акустико-гностической афазии

Заболевание развивается при поражении зоны Вернике — корковых структур слухового анализатора, расположенных в области верхней височной извилины левого полушария. Этиофакторы разнообразны, в большинстве случаев причиной поражения являются острые нарушения церебральной гемодинамики. Основные факторы подразделяются на следующие группы:

  • Цереброваскулярные заболевания. ОНМК с тромбоэмболией, реже — геморрагические инсульты в бассейне средней мозговой артерии приводят к недостаточному кровоснабжению зоны Вернике. Острая гипоксия, сдавление тканей формирующейся при кровоизлиянии внутримозговой гематомой обуславливают гибель нейронов данной области, возникает гностическая дисфункция.
  • Черепно-мозговые травмы. Тяжёлые сотрясения, ушибы головного мозга с поражением левой височной доли оказывают прямое травматическое воздействие на нейроны речевого центра Вернике. Посттравматический отёк ведёт к сдавлению, ишемии нервных клеток. В результате развивается акустико-гностическая дисфункция.
  • Нейроинфекции. Абсцессы головного мозга, энцефалиты с локализацией воспалительных очагов в центре Вернике провоцируют дисфункцию или гибель нейронов, отвечающих за восприятие речи. Сенсорная афазия может носить временный характер, регрессировать после стихания воспалительных изменений.
  • Опухоли головного мозга. Глиомы, астроцитомы, глиобластомы соответствующей локализации приводят к поражению окружающих их клеток двумя путями. В первом случае патология зоны Вернике связана с инвазивным ростом новообразования, сопровождающимся деструкцией окружающих тканей. Во втором — со сдавлением нейронов рядом расположенной опухолью.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС. Болезнь Пика, лейкодистрофии, болезнь Крейтцфельдта-Якоба, болезнь Альцгеймера на начальных этапах могут протекать с очаговым поражением центра Вернике. Речевые нарушения обусловлены дегенеративными изменениями нейронов, приводящими к их дисфункции и апоптозу.

Перечисленные этиофакторы приводят к дисфункции нейронов сенсорной речевой области Вернике. В результате в церебральной коре нарушается процесс оценки и синтеза поступающей речевой информации.

Звуковоспринимающие, звукопередающие части слухового анализатора работают нормально, слух не снижен. Нарушено фонематическое восприятие — способность различать и узнавать фонемы (звуковые единицы).

Следствием являются затруднения дифференцировки схожих по звучанию фонем, в тяжёлых случаях родной язык воспринимается больным как совершенно незнакомый набор звуков.

Невозможным становится слуховой контроль собственной речи, что обуславливает множественные парафразии, повторы, аграмматизмы в речевой продукции пациента. Нарушается чтение, письмо, поскольку они связаны с внутренним проговариванием слов.

Патология сенсорного речевого центра редко бывает изолированной, в 85% она сочетается с поражением прилежащих церебральных тканей, что клинически проявляется соответствующими неврологическими симптомами.

Поражение височных долей обоих полушарий приводит к тотальной акустической агнозии с невозможностью узнавания не только речевой информации, но и неречевых звуков: шелеста бумаги, звонка, капающей воды.

Симптомы акустико-гностической афазии

На начальном этапе непосредственно после инсульта или ЧМТ отмечается тотальная потеря способности понимать обращённую речь. Больные воспринимают слова как непонятный звуковой набор, иногда не осознают собственный речевой дефект. Возникает психомоторное возбуждение, логорея.

Последующая выраженность нарушений зависит от тяжести поражения.

В ряде случаев выявляется частичная акустико-гностическая афазия, проявляющаяся одинаковым восприятием фонематически схожих слов (гвоздь-трость-кость) и различным пониманием одного слова (слово «бочка» распознаётся иногда как «почка», в других случаях как «дочка»).

Трудности идентификации лексико-семантической части слова обуславливают затруднённое определение его значения. Например, услышав «колокольчик», пациент понимает, что речь идёт о маленьком предмете, но не определяет, о каком именно.

Сенсорная афазия распространяется на восприятие собственной речи, утрачивается контроль произносимых предложений. Наблюдается литеральная парафазия — замена звуков фонематически близкими, но искажающими слово, вербальная парафазия — замена целых слов. Речь больного утрачивает смысл, имеет вид «речевого салата», что наиболее характерно для начального периода заболевания.

Подобные нарушения длятся до 1,5-2 месяцев. Затем отмечается логорея с многочисленными аграмматизмами, повторениями, употреблением большого количества предлогов. Вследствие агнозии пациенты не ощущают дефект своей речи, раздражительно относятся к непониманию окружающих.

В восстановительном периоде преобладает несогласованность слов в предложении по роду, числу, употребление местоимений вместо существительных.

Поскольку счёт сопровождается проговариванием слов, относящихся к арифметической операции, акустико-гностическая афазия приводит к акалькулии, наиболее выраженной в дебюте заболевания. Больные копируют цифры при списывании, но решают примеры следующим образом: «5+3=2», «4+1=15».

Сложности чтения вызваны литеральной парафазией, затруднённой постановкой правильного ударения. Дополнительное участие оптического и кинестетического контроля в процессе чтения обуславливает умеренную выраженность дислексии.

Большие сложности наблюдаются в письме, поскольку оно напрямую зависит от фонематического слуха. Дисграфия проявляется при списывании, письме под диктовку. Более тщательный контроль при списывании, подключение оптических механизмов со временем позволяет добиться точного копирования написанных слов.

В слуховых диктантах даже в период восстановления длительно отмечаются буквенные параграфии.

Изолированное поражение слуховой зоны обнаруживается в 15% случаев. У остальных пациентов акустико-гностическая патология сочетается с иной неврологической симптоматикой, характер которой обусловлен этиологией и локализацией патологического процесса.

Нейроинфекции сопровождаются повышением температуры тела, интоксикационным синдромом, опухоли — внутричерепной гипертензией. Очаговый неврологический дефицит представлен преимущественно гемипарезом правых конечностей, правосторонней гемианопсией, дисфункцией лицевого нерва.

У многих пациентов происходит снижение когнитивных способностей.

Наличие выраженного речевого расстройства препятствует вербальной и общей коммуникации пациента. Ситуация усугубляется сопутствующими когнитивными и, возможно, двигательными нарушениями. Расстройство высших психических функций, неврологический дефицит обуславливают инвалидизацию больного, ухудшают качество жизни.

Отсутствие полноценного вербального контакта неблагоприятно отражается на эмоциональном состоянии пациента, приводит к изменению его личности, поведения. Без своевременной логопедической, психологической поддержки указанные изменения закрепляются, больной теряет надежду быть понятым, замыкается в себе.

Возможно развитие депрессии, апатии, потеря интереса к лечению, желания улучшить своё состояние.

Диагностика

Обнаружить симптоматику сенсорной афазии можно при опросе пациента. В дальнейшей диагностике принимают участие невролог, логопед, психиатр, нейропсихолог. Обследование больного направлено на уточнение характера речевых нарушений, установление морфологического субстрата заболевания (инсульт, опухоль, травма, инфекция). Перечень необходимых исследований включает:

  • Неврологический осмотр. Редко выявляет изолированную афазию. Обычно диагностируется правосторонний спастический гемипарез, признаки лицевого пареза справа, лёгкие или умеренные изменения когнитивных функций. Возможны глазодвигательные расстройства, понижение глоточного рефлекса, девиация языка и прочие признаки поражения черепно-мозговых нервов.
  • Обследование речи. Осуществляется комплексное исследование устной и письменной речи, слухоречевой памяти. Проводится логопедом при помощи специальных тестов. Подтверждает расстройство фонематического слуха, парафазии, параграфии, трудности чтения.
  • МРТ головного мозга. Необходима для визуализации морфологических изменений церебральных тканей. Магнитно-резонансная томография позволяет диагностировать опухолевые, воспалительные, дегенеративные, ишемические, геморрагические очаги. В случае ЧМТ производится КТ головного мозга.
  • Оценка церебральной гемодинамики. Осуществляется при помощи УЗДГ сосудов шеи, транскраниальной УЗДГ, дуплексного сканирования. Дает возможность проанализировать уровень мозгового кровоснабжения, диагностировать спазмированные, окклюзированные сосудистые участки.
  • Исследование цереброспинальной жидкости. Полученный путём люмбальной пункции материал подвергается микроскопическому, бактериологическому, цитологическому изучению. Анализ помогает выявить или опровергнуть инфекционно-воспалительную этиологию, интракраниальное кровотечение, опухолевый процесс.

Акустико-гностическая афазия дифференцируется от иных форм речевых нарушений.

Наиболее близкой по проявлениям является акустико-мнестическая афазия, отличающаяся более стройным характером речи, наличием трудностей повторения за врачом нескольких слов подряд.

При моторной афазии наблюдается полное отсутствие или ограничение спонтанной речевой продукции в отличие от логореи при сенсорной афазии.

Лечение акустико-гностической афазии

Коррекционная терапия речевых нарушений осуществляется на фоне лечения причинного заболевания: восстановления церебрального кровообращения, удаления опухоли, ликвидации последствий ЧМТ, этиотропной терапии нейроинфекции. Лечение проводится поэтапно, подбирается индивидуально соответственно тяжести нарушений, скорости восстановления. Основными терапевтическими составляющими выступают:

  • Логопедические занятия. В зависимости от тяжести состояния пациента упражнения по восстановлению речевых навыков начинают с первых дней либо недель болезни. Лечение требует терпения и упорства, может занять несколько лет. Первоочередной задачей является восстановление фонематического слуха. В дальнейшем терапия направлена на коррекцию всех речевых составляющих: экспрессивной речи, письма, чтения.
  • Медикаментозная поддержка. Способствует скорейшему восстановлению речевой функции, когнитивных способностей, регрессу сопутствующего неврологического дефицита. Осуществляется ноотропами (пирацетам, гинкго билоба), препаратами, улучшающими церебральную гемодинамику, нейрометаболитами (глицин, витамины группы В, гамма-аминомасляная кислота).

Речевая реабилитация требует участия близких пациента. Большое значение имеет установление вербального контакта, для этого обращённая к больному речь окружающих должна быть простой, чёткой, медленной.

Логопедические занятия должны выполняться ежедневно, дополняться упражнениями в домашних условиях.

Успешному восстановлению способствуют дополнительные реабилитационные мероприятия: массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, психотерапия.

Прогноз и профилактика

Перспектива восстановления речевой функции зависит от этиологии, тяжести расстройства, возраста пациента. Своевременное корректное лечение инфекционных, травматических, малых ишемических поражений в молодом возрасте приводит к практически полному восстановлению.

При тяжёлых нарушениях, отсутствии логопедической терапии у больных сохраняется стойкая акустико-гностическая афазия. Наиболее неблагоприятный прогноз при прогрессирующих дегенеративных и опухолевых процессах.

Профилактика направлена на уменьшение вероятности развития причинной патологии путём эффективного лечения цереброваскулярных заболеваний, предупреждения травм головы и онкогенных воздействий, укрепления иммунитета.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/acoustic-gnostic-aphasia

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector